Елена Саянова
Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта
Тема проекта: «Развитие речи детей 2-3лет посредством устного народного творчества»
Тип проекта: информационно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май 2022г.)
Участники проекта: воспитатель, воспитанннки, родители
Актуальность темы.
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества, Реализация творческого проекта» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Знакомство с ними обогащает чувства ребенка, речь, формирует отношение к окружающему миру. Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание на то, что у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью. Чтобы дети как можно лучше могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, я поставила перед собой цель развивать познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
-Развивать речевую активность детей.
-Развивать у детей зрительное внимание, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
Этапы реализации проекта:
Первый этап :
- постановка цели и задач, определение методов и форм работы
- подбор фольклорного материала
Второй этап:
-организация совместной практической деятельности с детьми
Третий этап:
-обобщение результатов работы
-формулировка выводов на основе проведения мониторинга речевого развития детей на конец года.
Методы и приемы:
-наглядный метод (рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам)
-словесный метод (чтение сказок, потешек, разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек,отгадывание детьми загадок)
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры)
Формы работы:
-Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений (во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать, прогулок).
-Чтение сказок, потешек.
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.
-Разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек.
- Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, прибауток, колыбельных.
-Отгадывание детьми загадок.
-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек: «Теремок», «Сорока-белобока», «Репка», «Этот пальчик-папа».
-Речевые игры: «Расскажи сказку по картинке», «Позови свою маму», «Дарики, дарики, летели комарики».
-Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке», «Выложи сказку», «Кто в сказке лишний?»
-Дидактические игры по развитию речи с элементами фольклора.
-Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси, гуси», «Скачут по дорожке желтые сапожки», «У медведя во бору».
-Инсценировки сказок, потешек.
-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».
-Беседы для родителей : «Фольклор как средство развития речи ребенка», «С пальчиками играем, речь развиваем».
-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».
-Родительские собрания на темы:«Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка», «Роль сказки в развитии речи и эмоций ребенка».
- Открытое занятие по развитию речи «Русские народные потешки».
В нашей группе созданы определенные условия для развития речи детей посредством устного народного творчества.
Оборудован уголок речевого развития, который включает в себя следующие материалы:
-Выставка книг с различными жанрами фольклора.
-Информационная папка «Потешки на все случаи жизни».
-Картотека «Русские народные потешки».
-Картотека загадок для детей младшей группы.
-Картотека пальчиковых гимнастик, основанных на фольклорном материале.
-Картотека русских народных игр для детей 2-3х лет.
-Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами фольклора.
-Дидактическая игра «Выложи сказку».
-Дидактический куб «Узнай героя сказки по силуэту»
-Лэпбук «Русские народные сказки».
- Различные виды театров: театр на тарелочках (по русским народным потешкам, пальчиковый театр (по сказке «Колобок», настольный театр (по сказке «Маша и медведь, театр картинок, театр масок и шапочек (по русским народным сказкам, театр на палочках (по сказке «Колобок», варежковый театр (по сказке «Теремок», ложковый театр по сказке «Курочка Ряба», настольный театр по сказке «Репка», театр би-ба-бо «Ладушки, ладушки».
Результативность:
-К концу года сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.
- Словарь детей обогатился новыми словами.
- Сформирован интерес к произведениям устного народного творчества.
- Дети овладели навыками общения с взрослыми и сверстниками
- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Перспективы в работе:
В перспективе вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.
Дальнейшую работу считаю нужным направить на:
-Продолжение работы по составлению картотек по произведениям устного народного творчества для детей младшего дошкольного возраста.
- Пополнение уголка речевого развития дидактическими играми и пособиями по развитию речи посредством устного народного творчества, а также театрализованными играми.
-Пополнение аудиотеки записей сказок, песенок, колыбельных, потешек.
-Пополнение уголка ряженья элементами русского народного костюма и атрибутами к русским народным сказкам.
-Пополнение речевой развивающей среды в группе с привлечением родителей.
-Оформление наглядной агитации для родителей по развитию речи ребенка средствами устного народного творчества.
Список использованной литературы:
Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М. : Белый город,2010.
Афонькина Ю. А. Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие». – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2013
ВыготскийЛ. С. Детская речь. - www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf
Гербова В. В. «Развитие речи детей в детском саду. Вторая группа раннего возраста». (М. : «Мозаика-Синтез», 2014 г.)
Денисенкова Н. С., Веракса Н. Е., Борисова М. М., Веракса А. Н., Денисенкова Н. С., Шиян И. Б., Шиян О. А. Диагностика и развитие дошкольников. – М. : Рид Групп, 2011
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000
Семенова Т. Н. «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста» - журнал «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». 2017 № 3 (95) Ч. 1. - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya
Сохин Ф/А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. Электронный каталог - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92836/Source:default
Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей дошкольного возраста. - http://s-soln-kuyby.edusite.ru/sveden/files/fe5af069-e524-425d-aad9-55360653e2cb.pdf
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. МОИН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155