Елена Подвиженко
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Публикация «Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
На занятиях по развитию речи использование методов и приёмов ТРИЗ способствует обучению творческому рассказыванию. Дети дошкольного возраста испытывают трудности в составлении описательного рассказа, загадок, метафор. Для успешного овладения этими умениями необходимы алгоритмы.
Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса признаков или действий одного предмета на другой, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта. Поэтому их часто использую на своих занятиях.
Для подготовки к занятию по бучению творческому рассказыванию по картине необходимо было расширить, обогатить словарь детей для составления загадок и метафор. Для этого подробно изучались осенние приметы через наблюдения в природе, рассматривание картин, изучение литературных произведений. Из загадок и стихотворений выбирали образные выражения, объясняли их смысл и запоминали их.
Например:
***
Из серых кораблей капает,
А цветы моются.
(дождь)
- Что в загадке назвали серыми кораблями? (Тучи.)
- Как цветы могут мыться? (Капли дождя смывают пыль с лепестков.)
***
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Е. Трутнева
- Что автор называет платьем на плечах берёзы? (Листья на ветках дерева.)
- От чего двор как в солнечных лучах в пасмурный день? (От золотого цвета листьев на деревьях.)
- Что поэт называет дождём из листьев? (Листопад.)
- Как листья могут лететь? (Падая с ветки, кружась на ветру, пока не лягут на землю.)
Далее проводились игры и творческие задания для развития выразительности речи и обучения составлению загадок.
«Каким может быть? Кто делает так же?»
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как, но не…», «Какой? - Что такое же у другого объекта?», «Что (кто) делает так же?»
Ведущий называет объект. Дети выделяют его свойства и действия. Предлагает перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Например:
- Солнце какое? (Круглое, жёлтое.)
- Что такое же? (Мячик, шарик, лимон, цыплёнок.)
- Солнце что делает? (Светит, греет.)
-Что ещё может светить? (Лампочка, свеча.)
- Что ещё греет? (Печка, грелка, батарея.)
Из предложенных вариантов составляется текст загадки:
«Что круглое как мячик, жёлтое как цыплёнок,
светит, но не лампочка, греет, но не печка?»
Своё занятие я начала с приёма «Скрытая картина». По небольшой её части, нужно было предположить, что изображено на ней. Дети верно назвали, что на картине изображена осень, привели аргументы: жёлтые листья, пасмурное небо, голые ветки деревьев. Софья предположила, что это дети гуляют по улице, т. к. крыши домов ей напомнили шапочки.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовался прием «Подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Я использовала этот приём для составления кроссворда, взяв за основу объекты на картине. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.
Окончательным итогом данных игр считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».
Провела физминутку, используя приём «Ожившие предметы». Этот приём способствует развитию у детей эмпатии, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Детям было предложено изобразить мимикой и движениями различные объекты.
«Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. И т. д.»
Для описания на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств, я использовала прием «Вхождения в картину».
При помощи волшебников Ухо, Нос, Рука и Глаз дети рассказывают о своих ощущениях :
- Я чувствую, как мне на лицо падают капельки дождя.
- Я слышу, как шелестят листья на ветру.
- Я чувствую запах мокрой листвы. И т. д.
Для составления описательного рассказа использовала приём «Составления метафор».
Во время предварительной работы мы учились составлять метафоры.
Например:
Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: «слезы туч».
Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень холодными».
Непосредственно на занятии работа проводилась следующим образом. Когда дети перечисляли, увиденное на картине «Из туч идёт дождь», я показывала детям картинку с изображением плачущей девочки:
-Что делает девочка? (Плачет)
– Как сказать по-другому? (Льёт слёзы).
Предлагала сравнить дождливые тучи с плачущей девочкой, получилась фраза:
«Тучи льют свои холодные слёзы».
В процессе составления метафор использовала ещё один приём «Мозговой штурм».
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
На моём занятии детям нужно было найти ответ на вопрос «Почему может грустить осеннее небо?» Версии детей: «Стало пасмурно, холодно. Потому что скоро наступит зима. Потому что наступила осень». Я подвожу детей к мысли: «Если наступила осень, значит, закончилось какое время года?» Выбрали версию «Осеннее небо грустит, потому что закончилось лето».
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендую как можно чаще проводить игры и задания с использованием технологий ТРИЗ и РТВ.