Надежда Кулик
Развитие речевой активности детей старшего возраста посредством различных форм и видов детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой активности детей старшего возраста
Цель : способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности. Задачи:
-создать в группе развивающую речевую среду;
-развивать произносительную и связную стороны речи;
-активизировать словарь детей;
-формировать грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику руки.
Актуальность:
Публикация «Развитие речевой активности детей старшего возраста посредством различных форм и видов детской деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини- коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала, иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение
звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать
слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной
картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Работу я начала по следующим направлениям:
-изучение литературы,
-работа над созданием развивающей среды,
-занятия с детьми,
- взаимодействие с родителями.
Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей:
1. Пальчиковая гимнастика. (развитие речи через мелкую моторику)
2. Дыхательная артикуляционная гимнастика.
3. Словесные дидактические игры.
5. Картотека логических загадок.
Большое внимание уделяю работе над звукопризношением детей.
Проводим фонетические зарядки. В центр речевого развития внесла картинки на звуки «б», «ч», «л», «ф», «в», «г», «к»
Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Учимся пересказывать, сочинять сказки, используя мнемосхемы.
Ежедневно проводим утренние беседы, в режимных моментах. Занятия по развитию речи, на них мы широко используем рассматривание картин, составление рассказов, описание предметов.
Во время проведения занятия по развитию речи, дети учатся отчетливо произносить слова с заданным звуком; развивают фонематический слух, упражняются в различении на слух, знакомого звука, учатся дифференцировать звуки в словах; учатся находить в стихах слова с заданным звуком; разрабатывают речевое дыхание.
Для родителей подготовлены консультации по темам «Развитие связной
речи у детей» и «Речевые логические задачи»
Анализируя свою работу за данный период увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.