Самигулина Анна Александровна
Развитие ребёнка в 2 года
Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т. е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.
Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь, посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т. е. вас, он учится.
Публикация «Развитие ребёнка в 2 года» размещена в разделах
Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т. е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.
К двум годам ребенок :
умеет ходить, бегать (хорошо ходит во всех направлениях, по неровной дорожке, перешагивает через канавки, взбирается на бугорки); умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой; умеет прыгать (подпрыгивает вверх, прыгает через обруч или лежащее на земле препятствие); может ударить по мячу ногой, бросить его в определенном направлении (например, другому участнику игры или в цель, ловить мяч двумя руками; способен сохранять равновесие на перекладине; может кататься на трехколесном велосипеде; умеет рисовать вертикальную линию; может построить башню или дом из 4–6 кубиков; умеет резать бумагу, держа ножницы одной рукой; самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины и пр.).
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
В два года можно предложить следующие игры и задания.
Учиться бросать и ловить мяч, бросать его об стенку. Изображать движения животных по показу мамы (прыгать, как зайка, махать руками, как птичка, громко топать, как слон, ползать, как удав и т. д.). Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например, подушки, постепенно увеличивая темп и количество предметов (по типу лабиринта). Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками). Ходить по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развивать координацию. Игра «Поймай солнечного зайчика». Играть с солнечным зайчиком, который пускает мама. Коллективные подвижные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга, игры в «догонялки», в волка и зайчат и т. п. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках. Рисовать (пальчиковыми красками, мелками, карандашами). Лепить, делать аппликации. Играть с рамками-вкладышами. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается — то и застегивать их). Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду. Пересыпать / переливать крупу / воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания / переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посуды, лейкой. Играть с мозаикой, Лего, другими конструкторами.
По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т. е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
различать контрастные по форме, цвету и величине предметы; ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них; различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них; собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку; подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот; складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали); находить предмет по признаку (мягкий, твердый); складывать несложный узор из мозаики; понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т. д. и соотносить число с реальными объектами; свободно ориентироваться в знакомом помещении; быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т. п.); замечать изменения в погоде и называть их; активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями; узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т. д. ; правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]); называть предметы, действия, качества; использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия); рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т. д. ; повторять слова и фразы за взрослым; запоминать слова песенок, танцевальные движения; понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет; создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
· В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
· Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т. д.