Татьяна Барабанова
Консультация по устному народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация.
Обобщение педагогического опыта
«Разнообразие форм устного народного творчества».
Выполнила:
БАРАБАНОВА Татьяна Анатольевна,
Воспитатель I квалифицированной категории
МБДОУ «Детский сад № 97» г. Иваново.
Публикация «Консультация по устному народному творчеству» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В процессе всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста педагоги обращаются к программе обучения и воспитания. В программе одна из главных задач развития детей – формирование родного языка. Эта задача включает в себя несколько разделов, на которые направлены усилия педагогов «обогащение и совершенствование грамматической правильности речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи».
В этой работе удобно и целесообразно обращаться к образцам устного народного творчества, которые передавались из века в век, из поколения к поколению. Многие предметы, названия которых встречаются в фольклорных произведениях, ушли из быта и значение слов не всегда понятно детям. Но это не повод отказаться от устного фольклора на занятиях по формированию речи. Наоборот, это стимул вводить в речевые упражнения образцы народного творчества, предварительно провести разъяснительную словарную работу, что расширяет кругозор детей, обогащает словарный запас и сохраняет традиции народного творчества, возвращает нас к этническим истокам. Тем более, что круг фольклорных произведений широк: потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, загадки.
Произведения народного творчества в работе с детьми следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи. Пословицы, чистоговорки, поговорки, загадки используются не только как средство развития мышления, но и как средство закрепления правильного звукопроизношения.
Потешка – образец малых форм фольклора.
Потешки могут использоваться в звуковой работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки со сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединять с действиями ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действие с игрушкой.
Например потешка «Как на нашем на лугу» :
Как на нашем
На лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели!
Если дети сами инсценируют потешку, воспитатель надевает им на головы шапочки птиц. На детском столе стоит чашка. Стол желательно покрыть зеленой тканью (луг). Двое детей изображают птиц. Помахивая руками (крыльями, они «подлетают» с разных сторон к столу, делают движения, изображая, что клюют птицы из чашки. На слово «улетели» убегают от стола. Цель – развитие внимания к речи взрослого, выполнения действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки.
Если предполагается выполнение детьми действий с игрушкой, то, кроме чашки, надо подобрать двух игрушечных птиц, с которыми будет действовать уже один ребенок. Взяв по одной птице в каждую руку, он широко разводит их в стороны, а затем сближает их около чашки, изображая полет, и как бы клюет. Задача та же, только чуть сложнее.
Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные словосочетания, предложения, и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем активному употреблению. Многократность повторения слов ярко выражена в потешках. Непроизвольно запоминая их, ребенок усваивает и грамматическое оформление словосочетаний:
Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К кудрявой березке.
Стой мой козлик,
Стой не бодайся!
Белая березонька,
Стой, не качайся!
В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь ребенка. С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, связав слово с действие.
Водичка, водичка,
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубо.
Употребляя пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Чистое Употребление потешки при умывании приводит к ее непроизвольному запоминанию.
Во многих произведениях устного народного творчества часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Это помогает детям усваивать новые формы слов ( например: водичка, солнышко, котенька, деточка, роток, зубок).
Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах, как в полной так и в уменьшительно- ласкательной форме.
Котя, котенька, коток,
Котя- серенький хвосток!
Приди, милый, ночевать,
Нашу детку покачать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу.
В этой потешке четыре варианта одного слова: кот, котя, котенька, коток. Аналогично: петя, петенька, петушок и т. д.
В произведениях устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. Они как бы «переходят» из одного произведения в другое, характеризуя признаки предметов. Дети не произвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают смысловое значение, правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, коза рогатая, зайка серенький, береза белая.
В различных произведениях фольклора, в том числе и в потешках, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращенной речи. Приме такой речи можно использовать в качестве образца для подражания.
-Зайчик мой, серенький.
Ты куда, куда бежал?
-Я бегу, бегу в лесок,
За ракитовый кусток.
-Пальчик - мальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил…
Фольклорные произведения можно использовать с целью выделения ударных слогов. Для этих упражнений целесообразно использовать такие произведения, в которых имеются повторы слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, восприятию чувства ритма и рифмы.
Тили-тили-тили-бом
Загорелся кошкин дом!
Чики-чики-чикалочки
Фома едет на палочке!
Ой, ребята, та-ра-ра –
На горе стоит гора!
Потешки целесообразно использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец при обучении детей составлению описательных рассказов:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Ворон в красных сопогах,
В позолоченых серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу!
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: то для развития речи, для расширения словарного запаса, то для развития речевой коммуникации.
Загадка – жемчужина народной поэзии.
Загадки развивают кругозор ребенка, в них много устаревших слов, значение которых непонятно детям. В таких случаях нужно провести разъяснительную работу, что очень обогащает словарный запас ребенка. Само слово «загадка» означает задумывать, замышлять, предполагать что-либо неизвестное для решения. Предмет, который загадывается, скрыт, и о нем говорится намеком, посредством иносказания. Предметы описываются с помощью других, таких, которые имеют сходство с загадываемыми. Взять, к примеру, загадку:
«Черный конь скачет в огонь».
/кочерга/
«Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает».
/лук/
Загадки необычайно поэтичны. В них много причудливых, красочных сравнений. Сопоставляются, казалось бы, совсем не похожие предметы и явления, а подумаешь и поймешь, как прекрасен и разнообразен окружающий нас мир- он лежит в основе самых смелых поэтических сравнений.
«Два братца пошли в воду купаться».
Ведра превращены в братьев- любителей купаться. И в самом деле ведра, похожи друг на друга и воды не набрать не окунув их в воду.
«У двух матерей по пяти сыновей,
Одно имя всем»
/пальцы/
«Золотое решето черных домиков полно».
/подсолнух/
«Сам алый сахарный,
Кафтан зеленый бархатный»
/арбуз/
Загадки поражают причудливыми картинами:
«Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко заслала».
/туча/
«Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут».
/месяц/
Как правило, не известно, кто сложил ту или иную загадку, так как загадки переходили из уст в уста, сильно изменяясь. В наше время тоже создаются загадки, в этих загадках отражается дух времени. Многие люди в придуманную кем-то загадку вносят свои изменения, и она становится коллективным народным творчеством.
Могучим работником предстает перед нами сильный трактор:
«Идет силач добывать калач».
Про самолет загадывают:
«Везет, а не лошадь,
Летит, а не птица,
Жужжит, а не пчела».
Художественные возможности сказки при обучении пересказу.
Сказки, потешки, колыбельные - это самые первые литературные произведения, с которыми знакомиться маленький человек.
Очень много возможностей представляет сказка, как художественное произведение, в процессе формирования правильной речи.
Надежно в нашу речь вошли словосочетания и речевые обороты из народных сказок :
Мышка-норушка.
По амбару метен, по сусекам скребен.
Ребятушки, козлятушки, отворится, отопритеся.
В каждой сказке есть немало слов, значения которых надо объяснить детям, тем самым расширяется их кругозор, увеличивается словарный запас. Словарная работа это один из этапов методики проведения НОД по обучению пересказа сказки и зависит он от особенностей предлагаемого литературного текста. Если текст изобилует новыми или устаревшими не понятными словами, то имеет смысл, словарную работу провести перед ознакомлением с текстом.
Подготовка к пересказу сказки может состоять из следующих частей:
1. Вводная беседа, настраивающая на восприятие текста, рассматривание иллюстраций, вызывающий нужный эмоциональный настрой.
2. Чтение сказки. Перед первичным чтением не следует давать установку на запоминание, чтобы не отвлечь от целостного восприятия произведения. Очень важно интонационно выделять диалоги действующих лиц, тем самым помогая детям определить свое отношение к героям и событиям.
3. Беседа по содержанию. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем эта сказка, каковы основные черты главных героев, задаются вопросы по форме произведения, какие слова непонятны. Достаточно задать 4-5 вопросов.
4. Повторное чтение текста. Перед чтением делается установка на внимательное прослушивание и запоминание содержания.
Пересказ произведения детьми. Дети формируют умение говорить, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, выражения и обороты присущие устному народному творчеству.
Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводиться в утренние или вечерние часы. Ребенок пересказывает произведения воспитателю - внимательному слушателю и помощнику. Постепенно такие индивидуальные занятия переходят в групповые, так как другие дети с удовольствием начинают участвовать в пересказе или активно слушают товарища.
Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация произведений народного творчества с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к произведениям их запоминанию, развивает желания передавать свои впечатления. Участие старших детей в спектаклях для маленьких формирует у малышей умение воспринимать речь не только взрослых, но и ребенка.
Более сложный этап в работе со сказкой - инсценировка. К ней можно приступать тогда, когда дети хорошо знают текст, понимают значение всех слов, осознают особенности характера героев. При работе на этапе пересказа сказки воспитатель выделяет группу детей, которые наиболее интонационно правильно передают характер персонажей, и формирует из них «актерскую» группу. Здесь нужно учитывать цель театрализации сказки. Если она направлена на развитие речи и рассматривается как возможность раскрепощения детей, то можно отобрать ребят с более слабыми способностями. Если же ставится мини-спектакль, который будет показан широкому кругу зрителей (дети других групп, родители, сотрудники детского учреждения, то отбираются наиболее способные дети, речь которых четкая, ясная, эмоциональна окрашена.
Для инсценировки хорошо подходят и понятны малышам сказки: «Репка», «Теремок», «Лиса, кот и петух», «Колобок».
Фольклор и подвижные игры.
Хорошим практическим материалом для упражнения детей в правильном произношении являются игры с использованием речевого материала (стишки, потешки, чистоговорки).
Игры для выработки четкой дикции:
«Гуси»
(для детей 3-4 лет)
Воспитатель определяет «дом» для гусей, следит, чтобы гуси громко и четко отвечали
-Гуси, гуси.
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой!
-Серый волк под горой не пускает нас домой!
Игра для упражнения детей в произношении шипящих.
«Коршун».
(для детей 5 лет)
Один из играющих - коршун, он наклонился, роет ямку. К коршуну цепочкой подходят цыплята, держась за руки.
-Коршун, коршун, что копаешь?
-Ямочку капаю.
-Что в ней ищешь?
-Камушек.
-Зачем тебе камушек?
-Чтобы носик точить.
-Зачем носик точить?
-Чтобы детушек клевать.
При этих словах коршун бросается на цыплят. Они убегают в курятник.
Игра для развития дыхания и четкого произношения звука «р».
«У медведя во бору».
(для детей 4-5 лет)
Дети подходят гурьбой к месту, где сидит медведь, которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
После этих слов медведь ловит детей, а те убегают в дом (заранее отведенное место). Воспитатель следит за тем, чтобы дети не убегали раньше, чем скажут все стихотворение.
Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь.
Не каждому из нас, взрослому человеку, удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Детям скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Одни скороговорки живут много лет, и дошли до наших дней из глубин веков, другие сложены в наше время.
Неоценимая роль скороговорок и пословиц в процессе воспитания звуковой культуры речи. В определенные возрастные периоды разные звуки вызывают затруднения при произношении. Так дети трех лет, при условии их правильного развития, учатся правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как: ы, э, х. Дети четырех лет на занятиях по развитию речи закрепляют звуки: с, с, з, з, л, л, и пр. с помощью скороговорок:
«У осы не усы, не усище, а усики»;
«У Сени и Сани в сетях сом с усами»;
«Пошла Поля полоть петрушку в поле».
Детей пяти лет учат четко произносить все звуки родного языка, продолжают совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат, предлагая пословицы и скороговорки:
«У страха глаза велики»;
«Шел Егорка через двор,
Нес топор чинить забор»;
«Три сороки тараторки тараторили на горке»;
«Заяц косой сидит за травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву косой».
Детям шести лет практический материал в виде пословиц и скороговорок предлагается с целью дальнейшего совершенствования произносительной стороны речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков правильного произношения свистящих, шипящих (с - ш, з - ж, ц - ч, глухих и звонких (п - б, д - т, ф - в, ш - ж, твердых и мягких (п –пь, в – вь, л – ль, р – рь и т. д., их дифференциации.
«Любишь кататься люби и саночки возить»;
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»;
«На опушке в избушке живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко. В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки»;
«Пошел спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар»;
«Дед Данила делил дыню –
Дольку – Диме, дольку – Дине»;
«Отвори Варвара ворота,
У двора на траве коли дрова.
На дворе трава, на траве дрова».
Используемая литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Составитель О. А. Соломенникова. Под общей редакцией: Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. Москва «Мозайка – Синтез» 2006г;
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Под редакцией Ф. А. Сохина. Москва «Просвещение» 1976г;
3. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». С. А. Миронова. Москва «Просвещение» 1991г;
4. «Правильно ли говорит ваш ребенок» А. И. Максаков. Москва «Просвещение» 1988г;
5. Сборник загадок «Черный конь скачет в огонь». Составитель В. С. Аникин. Москва «Детская литература» 1968г;
6. Сборник скороговорок «Тридцать три Егорки». Составитель Г. Н. Науменко. Москва «Детская литература» 1989г.