МААМ-картинки

Развитие речи детей и воображения путем моделирования

Алла Коновалова
Развитие речи детей и воображения путем моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Начинать работу по построению и использованию наглядных моделей необходимо с прослушивания ребёнком выразительного чтения сказки, ответов на вопросы, разыгрывания сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривания иллюстраций.

Наиболее простой вид наглядных моделей – двигательная модель. Её используют с трех лет. Суть – взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет действия предметами-заместителями (ушел, пришел и т. д.). Разыгрывание сценки можно обогатить декорациями.

Публикация «Развитие речи детей и воображения путем моделирования» размещена в разделах

Со средней группы можно использовать модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Взрослый обсуждает с ребенком, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска, кружок. На следующем этапе работы ребенок раскладывает заместители в нужном порядке.

Дети должны не просто играть с заместителями, но четко соблюдать последовательность действий, что поможет им анализировать основные события и связь между ними, Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.

В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования : двигательное и сериационный ряд. Например, сказка Л. Н. Толстого: «Три медведя».

Далее задания усложняются: распределить между персонажами сказки нужные заместители, выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. Если дети легко выполняют задание, можно предложить им самим обозначить персонажей сказки и пересказать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители.

В пять-шесть лет переходим к использованию пространственно-временных моделей (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки и составляется с детьми.

Сначала надо обсудить, с чего начинается сказка, кто герой, как их обозначить (фигуркой, кругом, полосками). Постепенно заполняются все рамочки. Их не должно быть слишком много и они должны действительно соответствовать основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.

Если дети вместе с воспитателями легко составляют и используют при пересказе подобные модели, нужно переходить к самостоятельному моделированию сказок, к шести-семи годам. Начинать лучше с небольших историй, можно сочинить их самим или использовать короткие рассказы.

Вначале читают сказку или историю, затем попросят ребенка составить «подсказку» к ней. Ребенок должен самостоятельно продумать заместители для персонажей сказки, мысленно разделить ее на отдельные наиболее существенные эпизоды и нарисовать модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Взрослый помогает ребенку проанализировать составленную модель : оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.

Использование символических средств в моделировании позволяет детям выразить свое отношение к действительности. Так, ребенку предлагают придумать, кто живет в светлом доме (белый лист бумаги, а кто – в темном (черный лист). После чтения и разыгрывания сказки «Волк и семеро козлят» предложить детям нарисовать картинки, которые могли бы висеть в доме волка, козлят. При выполнении таких заданий детям не надо навязывать штамб изображения, хотя нормы существуют. Пусть дети сами ищут средства для передачи отношений и чувств. Очень важно, чтобы ребенок осмысленно выбирал, то или иное средство (например, в домах волка и козлят не могут быть одинаковые картинки, Баба Яга и Василиса Прекрасная не могут жить в одинаковых домах).

Более сложное задание – взрослый придумывает начало истории, а дети – конец.

К четырем годам дети уже могут с помощью взрослого придумывать небольшие истории. Можно составлять их по очереди отдельными предложениями. Можно провести и такое задание на воображение : заранее нарисовать схематическое изображение, например, человечка. Детям нужно объяснить, что художник не закончил картину, и предложить подумать, как можно ее дорисовать. Целесообразно задавать наводящие вопросы (кто нарисован, глаза, одежда и т. д., затем ребята с помощью взрослого дополняют картину. По завершении работы попросить детей придумать историю по картинке.

Вот еще задание. После чтения и обыгрывания с помощью условных заместителей (кругов разного цвета) сказки «Смоляной бычок» показать оранжевый круг (он не подходит по цвету ни к одному из персонажей сказки) и попросить ребенка придумать, кто это может быть в сказке и что с ним случилось. Ребёнок на основе одного признака (цвета) должен создать новый образ и включать его в известную сказку.

Можно предложить детям нарисовать картинку, которая может быть над дверью разных героев сказок: у трех поросят, у добрых гномов и т. д.

С 5 лет дети уже могут создавать законченные произведения. В них должны присутствовать основные части: завязка, кульминация, развязка. Отсутствие этой структуры ведет к хаотичности изложения, нагромождению событий. И здесь на помощь проходят наглядные модели. Модель представляет собой как бы план «сочинения», который поможет детям организовать образы в единый сюжет.

Когда ребенок освоится с сочинением по простым моделям, можно предложить белее сложные, состоящие из 5-6 эпизодов.

С шести лет дети начинают сами составлять модели. Ребенок должен использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей.

Таким образом, когда дети научатся представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, они переходят к их составлению в уме. После таких развивающих занятий дети составляют сказки практически на любую тему.

Литература:

1. Арушанова А. Коммуникативное развитие :проблемы и перспективы. // Дошкольное воспитание – 1999. – №2, – С. 72.

2. Развитие : Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Под ред. Дьяченко О. М., 2000.

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

Интеллектуальное развитие детей посредством LEGO — конструирования и моделирования робототехники. Интеллектуальное развитие детей посредством LEGO – конструирования и моделирования робототехники. Бакиева Ольга Владимировна Воспитатель.

Консультация для родителей «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольника» Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным,.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Самообразование «Развитие связной речи методом моделирования» Актуальность темы: Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей и воображения путем моделирования
Опубликовано: 2 марта 2017 в 09:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей и воображения путем моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Алла Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД