Алла Коновалова
Развитие речи детей и воображения путем моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по построению и использованию наглядных моделей необходимо с прослушивания ребёнком выразительного чтения сказки, ответов на вопросы, разыгрывания сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривания иллюстраций.
Наиболее простой вид наглядных моделей – двигательная модель. Её используют с трех лет. Суть – взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет действия предметами-заместителями (ушел, пришел и т. д.). Разыгрывание сценки можно обогатить декорациями.
Публикация «Развитие речи детей и воображения путем моделирования» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Со средней группы можно использовать модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Взрослый обсуждает с ребенком, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска, кружок. На следующем этапе работы ребенок раскладывает заместители в нужном порядке.
Дети должны не просто играть с заместителями, но четко соблюдать последовательность действий, что поможет им анализировать основные события и связь между ними, Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования : двигательное и сериационный ряд. Например, сказка Л. Н. Толстого: «Три медведя».
Далее задания усложняются: распределить между персонажами сказки нужные заместители, выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. Если дети легко выполняют задание, можно предложить им самим обозначить персонажей сказки и пересказать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители.
В пять-шесть лет переходим к использованию пространственно-временных моделей (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки и составляется с детьми.
Сначала надо обсудить, с чего начинается сказка, кто герой, как их обозначить (фигуркой, кругом, полосками). Постепенно заполняются все рамочки. Их не должно быть слишком много и они должны действительно соответствовать основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.
Если дети вместе с воспитателями легко составляют и используют при пересказе подобные модели, нужно переходить к самостоятельному моделированию сказок, к шести-семи годам. Начинать лучше с небольших историй, можно сочинить их самим или использовать короткие рассказы.
Вначале читают сказку или историю, затем попросят ребенка составить «подсказку» к ней. Ребенок должен самостоятельно продумать заместители для персонажей сказки, мысленно разделить ее на отдельные наиболее существенные эпизоды и нарисовать модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Взрослый помогает ребенку проанализировать составленную модель : оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.
Использование символических средств в моделировании позволяет детям выразить свое отношение к действительности. Так, ребенку предлагают придумать, кто живет в светлом доме (белый лист бумаги, а кто – в темном (черный лист). После чтения и разыгрывания сказки «Волк и семеро козлят» предложить детям нарисовать картинки, которые могли бы висеть в доме волка, козлят. При выполнении таких заданий детям не надо навязывать штамб изображения, хотя нормы существуют. Пусть дети сами ищут средства для передачи отношений и чувств. Очень важно, чтобы ребенок осмысленно выбирал, то или иное средство (например, в домах волка и козлят не могут быть одинаковые картинки, Баба Яга и Василиса Прекрасная не могут жить в одинаковых домах).
Более сложное задание – взрослый придумывает начало истории, а дети – конец.
К четырем годам дети уже могут с помощью взрослого придумывать небольшие истории. Можно составлять их по очереди отдельными предложениями. Можно провести и такое задание на воображение : заранее нарисовать схематическое изображение, например, человечка. Детям нужно объяснить, что художник не закончил картину, и предложить подумать, как можно ее дорисовать. Целесообразно задавать наводящие вопросы (кто нарисован, глаза, одежда и т. д., затем ребята с помощью взрослого дополняют картину. По завершении работы попросить детей придумать историю по картинке.
Вот еще задание. После чтения и обыгрывания с помощью условных заместителей (кругов разного цвета) сказки «Смоляной бычок» показать оранжевый круг (он не подходит по цвету ни к одному из персонажей сказки) и попросить ребенка придумать, кто это может быть в сказке и что с ним случилось. Ребёнок на основе одного признака (цвета) должен создать новый образ и включать его в известную сказку.
Можно предложить детям нарисовать картинку, которая может быть над дверью разных героев сказок: у трех поросят, у добрых гномов и т. д.
С 5 лет дети уже могут создавать законченные произведения. В них должны присутствовать основные части: завязка, кульминация, развязка. Отсутствие этой структуры ведет к хаотичности изложения, нагромождению событий. И здесь на помощь проходят наглядные модели. Модель представляет собой как бы план «сочинения», который поможет детям организовать образы в единый сюжет.
Когда ребенок освоится с сочинением по простым моделям, можно предложить белее сложные, состоящие из 5-6 эпизодов.
С шести лет дети начинают сами составлять модели. Ребенок должен использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей.
Таким образом, когда дети научатся представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, они переходят к их составлению в уме. После таких развивающих занятий дети составляют сказки практически на любую тему.
Литература:
1. Арушанова А. Коммуникативное развитие :проблемы и перспективы. // Дошкольное воспитание – 1999. – №2, – С. 72.
2. Развитие : Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. Издание 2-е, исправленное и дополненное. / Под ред. Дьяченко О. М., 2000.