Иванькова Татьяна
Развитие психики детей в 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
К 7 годам завершается период дошкольного детства. За это время в детской психике происходит множество изменений. Мозг ребенка сейчас растет настолько быстро, что к 8 годам он уже составляет 90% от размера мозга взрослого человека. В связи с этим активно развиваются познавательные процессы и интеллект, а также начинает доминировать одно из полушарий коры головного мозга. Дети понемногу созревают к учебной деятельности. Интеллектуальная сфера В 6-7 лет значительно развивается интеллект ребенка. Старший дошкольник стремится самостоятельно получать новые знания и навыки. Он сознательно прикладывает к этому усилия и преодолевает некоторые трудности. Ребенок постигает причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Он учится делать задание по внутреннему плану действий — не только с наглядными предметами, но и в уме. Также активно развиваются высшие чувства. Шестилетний ребенок учится осознавать свои чувства и переживания. Это — основа для морального развития личности. В его душе зарождаются чувства прекрасного, гордости, вины, самоуважения и т. д. В 6-7 лет дети уже могут ставить общественные интересы выше своих личных. Шестилетний ребенок учится отдавать себе отчет в своих действиях, анализировать, что у него получилось, а что нет, а также достиг ли он своей цели. Он осваивает внутреннюю речь. Внимание Чем больше ребенок вовлечен в учебную деятельность в процессе игры, тем устойчивее его внимание. Но надолго шестилетние дети не могут концентрироваться на задании. Каждые 10 минут им нужны двигательные разминки и игровые “передышки”. Для ребенка в 6 лет все еще важны короткие и четкие инструкции, чтобы он мог сосредоточиться на их выполнении. Память В 6-7 лет все еще преобладает непроизвольная память. В ней легко запечатлевается то, что заинтересовало ребенка. Но он уже может запоминать или вспоминать что-либо специально, контролируя свою память. Желание запоминать развивает и воображение, и мышление, и внимание. Детей этого возраста можно учить запоминанию с помощью карточек, схем или методом группирования признаков. Мышление У ребенка продолжает совершенствоваться наглядно-образное мышление. Он представляет предмет по его словесному описанию. Также он может мысленно выходить за пределы ситуации, которая происходит здесь и сейчас. К 6-7 годам появляются зачатки словесно-логического мышления. Дети учатся оперировать словами, обобщать, понимать логику, рассуждать, анализировать. Правда, сами пока не всегда умеют рассуждать логично. Шестилетние ребята начинают осознавать причинно-следственные связи (что было — что стало — что будет потом) и делать простые умозаключения. Восприятие Восприятие у ребенка становится осмысленным. Он целенаправленно начинает наблюдать, рассматривать, искать. Шестилетний ребенок окончательно усваивает такие понятия. как цвет, форма, величина и продолжает осваивать восприятие пространства (вправо, влево, вверху, внизу и т. д.). Воображение В 6-7 лет у ребенка бурное воображение. Он очень любит фантазировать, творить и создавать новое. Его воображение яркое, живое и насыщено множеством образов. Речевая сфера В этом возрасте продолжает развиваться речь. Она становится более связной — ведь несколько простых предложений дети теперь соединяют союзами (“если”, “потому что”, “когда” и т. п.). В своей речи они используют образные выражения, метафоры, синонимы, антонимы. Ребята уже довольно хорошо умеют объяснять что-либо и описывать в своем монологе. Они любят рассказывать истории, придумывать сюжеты по картинкам. Дети с удовольствием рассуждают о явлениях в жизни, делятся своими впечатлениями и высказывают мнение. Многие уже способны объяснить значение известного им слова или порассуждать о том, что значит незнакомое. Ребята начинают учиться письменной речи. Их словарный запас в 6-7 лет — около 3000 — 3500 слов. Эмоционально-волевая сфера У ребенка появляется чувство собственного достоинства, также как и уверенность в себе. Возникает произвольность поведения. Он учится, если это необходимо, преодолевать свои сиюминутные желания и регулировать свое поведение под нормы и правила. Также он может высказывать свое несогласие в социально приемлемой форме. Ребенок уже четко разграничивает такие понятия, как “можно”, “нельзя”. “хочу” и “должен”. Шестилетка при достижении целей проявляет настойчивость и терпение. У него появляется желание быть первым в каком-нибудь деле. Ребятам нравится быть самостоятельными — например, самим ухаживать за комнатными растениями. В возрасте 6-7 лет дети стремятся быть хорошими, им важна оценка взрослых и сверстников. Их самооценка уже устойчивая, чаще всего немного завышенная. Игровая деятельность Игры с четкими правилами В 6-7 лет детям все также важна и интересна сюжетно-ролевая игра. В процессе игры они осваивают особенности взаимоотношений, проигрывают различные житейские ситуации. Дети надолго объединяются для игры и подстраивают свое поведение под нужную игровую роль. Они следят за ходом игры и действиями участников. В этом возрасте ребенок осваивает игры с четкими правилами и очередностью. Это развивает его внимание, память и саморегуляцию поведения.