Егорова Татьяна Анатольевна
Развитие психических функций детей 6 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Психические функции формируются у детей 6 лет в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком.
Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие.
Публикация «Развитие психических функций детей 6 лет,» размещена в разделах
Изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи, ребенок перестает узнавать неверно сказанное слово, он слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Растет словарный запас речи. Однако, у одних детей запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, сколько с ними общаются близкие взрослые.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются строение слова и построение фразы. Ребенок, верно, улавливает значение «взрослых слов», хоть и применяет их своеобразно. Слова, создаваемые самим ребенком всегда узнаваемы, иногда оригинальны. Детскую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством.
Усвоение ребенком грамматических форм языка, приобретение словарного запаса, позволяет ему перейти к контекстной речи. Ребенок уже может пересказать рассказ или сказку, описать картинку, передать свои впечатления об увиденном.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения. Полноценное общение с другими детьми достается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться общение со взрослыми. Усложняются диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, думать вслух.
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначальный эффективный характер, эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяется произвольное действие - наблюдение, рассмотрение, поиск. значительное влияние на развитие восприятия оказывает то, что ребенок начинает использовать название качеств, признаков. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояние, связи или действия с ними – видит и понимает реальные отношения между ними.
У дошкольников восприятие и мышление тесно связаны, что говорит о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста
Основная линия развития мышления – переход от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению.
Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.
В дошкольном возрасте, в благоприятных условиях, когда ребенок решает понятную, интересную задачу, и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.
У младших дошкольников память непроизвольная. В среднем возрасте начинает формироваться произвольная память. В шесть лет дети способны произвольному запоминанию, умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала. Значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения.
В дошкольном возрасте память включается в процессе формирования личности.
Как видно, источником развития психики ребенка 6 лет становится обучение и деятельность. Ведущая деятельность обусловлена изменением в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе.