Екатерина Кошкарова
Консультация для родителей «Развитие психических процессов будущих школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Много вопросов волнует родителей по поводу интеллектуальной подготовки детей, развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. Все эти качества необходимы ребёнку, поднимающемуся на первую ступеньку лестницы познания. Развитие их начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни ребёнка, начиная с рождения. Несомненно, у вас уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист, наблюдателен ваш малыш, но школа требует определённого уровня готовности. А достичь её можно только целенаправленной подготовкой.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие психических процессов будущих школьников“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Психология школьников
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ребёнок, готовящийся к школе, должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения. Ребёнок способен уловить главную мысль фразы, изображения, кратко ответить на вопрос, выделив самое существенное, продолжить не законченное предложение или рассказ, сделать обобщение, умозаключение. Ребёнок может установить связи, между предметами и явлениями, отличающимися от логики взрослого, и даже обосновать свои убеждения. Например, в задании на классификацию ребёнок может объединить огурец и кактус, но не потому, что это растение, а потому, что у них есть пупырышки. Поэтому, давая такие задания, расспросите ребёнка, почему он ответил именно так, разберитесь и узнайте логику его рассуждений. Если она "железная", не стоить оспаривать, ведь невозможно научить всех детей мыслить одинаково.
Работать и мыслить по схеме и образцу - необходимая способность для будущего ученика. Однако не менее важно умение отойти от традиционных способов и придумать что-то своё.
Вопросы, возникающие у детей: "Кто звёзды накидал?", "Почему нельзя купаться в луже?" и тому подобные не глупые и неуместные, а познавательные, и родители вполне способны объяснить азы астрономии, биологии и других наук на доступном для ребёнка, языке. Окружающий мир сам по себе не научит ребёнка думать. Ему необходима ваша помощь. Ведите дневники наблюдения за природой, домашними животными, обсуждайте интересные сказки, события. Попробуйте поиграть в игру «Последнее почему?». Предложите ребёнку спросить про то, что ему интересно, и продолжайте логическую разработку темы до того момента, когда и вам откроется что-то новое.
Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее, - очень важное для обучения в школе качество. В школе необходимо запоминать много информации / буквы, цифры, правила, таблицы умножения /. Причём без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний.
В 5-6 лет ребёнок лучше непроизвольно запоминает то, что интересно, ярко, вызывает сильные эмоции / как "+", так и "-"/.
Однако для школы важно, чтобы ребёнок мог управлять своей памятью и ставить перед собой определённую цель запомнить, приложив силу и волю, т. е. у него должно быть, развито произвольное запоминание.
Для этого нужно помочь ребёнку освоить основные приё мы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.
Острота детской памяти зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов, представлений, ассоциаций.
• Рассказав ребёнку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.
• Играйте в "10 слов". Проговорите 10 слов и попросите ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов, и это хороший результат.
• Положите на стол 10-12 предметов. Пусть он посмотрит на них 15-20 с, затем отвернётся, а вы спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.
• Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.
Почти всю информацию, которой владеет дошкольник об окружающих предметах и явлениях, он узнаёт на слух. В школе свыше 70% всего учебного времени отводится не то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность самостоятельно удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки.
• Активное слушание развивается при слушании сказок вслух, историй, посещении театров, соответствующих возрасту детей.
• Предложите ребёнку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать иллюстрации к ней.
• Расскажите ребёнку сказку и попросите пересказать любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание.
Нужно отметить, что маленькие "ушастики" с удовольствием сосредотачиваются на разговорах взрослых, на обсуждении важных семейных и "мировых" проблем. Поэтому советуем родителям быть аккуратными в своих высказываниях, помня, что слуховое внимание у детей подчиняется закону "хочу слышать то, что интересно».
Если, занимаясь с ребёнком или объясняя что-то ему, вы замечаете, он зевает, вертится, отвлекается, то следует резко изменить гром кость голоса / не обязательно в сторону усиления, перейдите на шёпот/, темп речи / замедлите или убыстрите / или смените занятие. Утомление и усталость снижают слуховое внимание и полезно сделать встряску, т. е. попрыгать, потанцевать, попеть хором.
Развитое зрительное внимание, произвольное осознанное внимание необходимо школьнику для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения / знаки, рисунки, предметы,лица и т. д. /. Лишь в активной игре с определёнными правилами формируются основы концентрации, переключения и распределения внимания. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, делать на уроке то, что необходимо, ребенок "плавает" в океане учебной информации, вызывая недовольство учителя и родителей. Так первоклассник может пропустить мимо ушей задание, не "разглядеть" картинку в учебнике, забыть портфель в коридоре. Тренировки помогут развить внимание, ответственность и самостоятельность.
• По дороге из детского сада спросите ребёнка, во что были одеты его друзья, куда он положил игрушку, которой играл, и о многом другом.
• Дайте задание сосчитать, сколько женщин и мужчин вам встретится.
• Придя, домой, попросите ребёнка разложить все необходимые к ужину приборы.
• Отведите игрушкам, книжкам, тетрадям постоянное место и попросите каждый день всё «раскладывать по полочкам».
Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. В школе ребё нку предстоит свободно распознавать понятия: «вверх», «низ», «право», «лево»; «между», «под», «над» и т. д. Учитель использует эти понятия, объясняя, где находится задание в учебнике, как правильно писать в тетради, сколько клеток отступить сверху, справа и т. д. Чтоб это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить чётко ориентироваться в пространстве.
• Если вы заметили, что ребёнок слабо ориентируется в пространстве полезно поиграть с ним в игры с кладами. Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже.
• Идя по улице, порассуждайте, что где находится.
• Можно научить ребёнка пользоваться планом-картой.
• На природе полезно поиграть в «Казаки-разбойники», стрелочками помечая путь скрывающейся команды.
• Интересна игра с фонариком в следопыта, когда ребёнок вечером лучом показывает, куда лучше вам пройти - влево, вправо или прямо.
Подобные занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не толь ко в окружении, но и на бумаге.
Форма - надёжный признак предмета, вещи. Она включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, т. е являющихся определяющими и существенными для его узнавания среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, выделять сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать чёткость, яркость, цвет форм. Выяснив, на сколько ребёнок чётко отличает форму, вы можете различать эту способность через практические занятия:
• рисование,
• просмотр диафильмов и слайдов,
• конструирование и лепку,
• изготовление "фенечек" из бисера,
• плетение из соломки,
• собирание разрезных картинок «пазлы».
В окружающем ребёнка мире огромное количество вещей, но важно, чтобы ребёнок видел общее.
• Поиграйте с ним на прогулке, по дороге в садик, в игру "Найди форму", попросив отметить всё круглое, треугольное, квадратное и т. д.
• Можно нарисовать несколько геометрических фигур, предметов разной формы, попросив дорисовать их так, чтобы можно было узнать, на что это похоже.