Юлия Кудрявцева
Развитие пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
ЕСЛИ В РЕЧИ РЕБЁНКА НЕТ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ, ТО ЕМУ ОЧЕНЬ ТРУДНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА МЕСТНОСТИ.
ДВИЖЕНИЕ -
ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ (ПЕРЕДВИЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ, СМЕНА НАПРАВЛЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ В ХОДЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ,.)
ОРИЕНТИРОВКА НА СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ служит опорой в освоении ребёнком пространственных ориентиров.
Существует три парных группы основных направлений, соответствующих основным осям человеческого тела-
Вертикальная (вверх-вниз)
Публикация «Развитие пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Фронтальная (вперёд-назад
Саггитальная (направо-налево)
Раньше всех ребёнок выделяет направление вверх-вниз, что объясняется вертикальным положением нашего тела. Особую трудность для дошкольников представляет различение направо- налево.
Как развиваются пространственные представления у дошкольников
В начале ребёнок прислоняется к предмету, и только после этого говорит.
Затем касание предмета заменяется поворотом туловища.
После –указательным движением руки в нужном направлении.
Потом –легкоё движение головы.
И, наконец, только взгляд, обращённый в сторону определяемого предмета.
Т. е. на начальном этапе развития пространственных представлений
велика роль ДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
А на заключительном этапе развития
пространственных представлений
ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА
Умение ориентироваться в окружающем мире имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника
Усложнение от возраста к возрасту состоит :
В увеличении количества вариантов пространственных отношений;
В повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;
В переходе от узнавания к воспроизведению пространственных отношений;
В переходе от ориентировки в
спец. организованной развивающей
среде к ориентировке в окружающем
пространстве;
В обобщенности представлений и способов действий, переходе от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке.
Педагогическая технология
развития пространственных представлений дошкольников в ДОУ представлена :
Упражнениями в познании пространственных отношений в контексте …любой детской деятельности ;
Специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования.
Мини-ситуации, проблемные ситуации специально создаваемые педагогами.
2. Игровые упражнения на определение местоположения предметов.
3. Упражнения типа «А что если…»
4. Разные виды театра.
5. Графические упражнения, «зрительные диктанты».
6. Игры с использованием плана, схемы.
7. Игры по ПДД.
8. Рассказывание по картинкам, чтение и беседа о прочитанном.
Формы организации детской деятельности в ДОУ для развития ПП
Знание возрастных особенностей дошкольного возраста, педагогических технологий и отображение их различных формах организации детской деятельности в ДОУ ускоряет процесс освоения детьми пространства, что имеет важное значение для развития самостоятельности дошкольника.