МААМ-картинки

Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников

Костикова Марина
Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников

Методическая разработка учителя-логопеда Костиковой М. В.

Методические рекомендации по развитию выразительности речи

у заикающихся дошкольников.

Публикация «Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников» размещена в разделах

Работа по формированию интонационных характеристик у заикающихся дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там ее «берут» в свои руки родители, следуя, данным логопедом, рекомендациям.

В работе с заикающимися дошкольниками используется основной вид деятельности ребенка – игра. Игра – источник нравственного и умственного развития ребенка, она развивает речь ребенка, помогает в общении друг с другом. В игре можно наиболее эффективно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося ребенка. Разнообразные игровые ситуации побуждают детей к свободному речевому общению, отвлекают внимание от речевого дефекта. Игра оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние заикающегося ребенка, вызывает его активность, интерес, развивает фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы с заикающимися детьми.

Как правило, коррекционная работа начинается с обследования детей. Основной целью этого периода является выделение структуры речевого нарушения, симптоматики заикания, состояния дыхательной и голосовой функции, особенности просодической стороны речи, а так же личностные характеристики детей и особенности поведения.

В результате обследования было установлено, что у всех детей группы наблюдаются нарушения в состоянии дыхательной функции. Дыхание у детей поверхностное (ключичное) или грудное, объем дыхания недостаточный, нарушена плавность речевого дыхания, речевой выдох у детей укорочен. Голос, как правило, очень тихий или чрезмерно громкий, немодулированный, у детей наблюдается наличие твердой атаки голоса, неудовлетворительное состояние просодических компонентов речи, неправильность употребления пауз, нарушение темпа и ритма речи (смотри приложение №1).

В системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используются следующие, постоянно усложняющиеся, этапы:

- Этап максимального ограничения речи, который делится на:

а) Режим молчания (5 дней)

б) Режим шепотной речи (5 дней)

- Этап сопряженной речи (6 недель)

- Этап отраженной речи (6 недель)

- Этап вопросно-ответной речи (8 недель, который подразделяется на 2 периода:

1-й период вопросно-ответной речи (ответ ребенка включает в себя слова вопроса, плюс добавляет одно слово).

2-й период вопросно-ответной речи (вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку для ответа).

- Этап самостоятельной речи (8 недель, включает 2 раздела:

1-й раздел - воспитание самостоятельной речи на материале пересказа.

2-й раздел - воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.

После обследования наступает режим ограничения речи. Цель этого режима – торможение старого патологического процесса, снятие моторного и эмоционального напряжения. На этом этапе я начинаю работу по развитию речевого дыхания у детей. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые, взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. У заикающихся детей из-за постоянных зажимов мышц грудной клетки и шейной мускулатуры, в основном, грудное и ключичное дыхание, а голосовой аппарат работает с большим напряжением. Наиболее удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Постановку диафрагмального дыхания начинают, как правило, в положении лежа. Оптимально проводить постановку диафрагмального дыхания на фоне общего мышечного расслабления. В этом положении диафрагмальный тип дыхания устанавливается непроизвольно. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал дыхание на процессе вдоха и выдоха. Все упражнения должны проводиться в виде игры, сначала с игрушкой: «Покачаем мишку», «Покатай машинку». Затем, ребенок сам контролирует рукой правильное диафрагмальное дыхание: «Животик толстый», «Шарик надулся» (вдох, «Животик похудел», «Шарик сдулся» (выдох). Затем упражнение «Животик дышит» выполняется сидя на стуле, с упором на спинку стула, ноги под прямым углом, и стоя у стены. Все упражнения выполняются по подражанию за логопедом: «Почувствуй, как у меня потолстел животик, как у меня похудел животик». Хорошо использовать при постановке диафрагмального дыхания дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой. Все выше перечисленные упражнения длятся, в среднем, 2-3 минуты. Упражнения должны выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Параллельно с выработкой диафрагмального дыхания на первых этапах работы я учу детей делать носовой, а затем ротовой вдох. Для тренировки спокойного вдоха через нос я использую следующие упражнения: «Понюхай надушенный платочек» (на вдохе дети нюхают носовой платочек, «Душистое яблочко» (на вдохе понюхать яблоко, «Вдохни свежий воздух» (через нос вдыхают воздух). В своей работе я использую комплекс специальных упражнений для дифференциации ротового и носового выдохов. Во время работы по тренировке вдоха необходимо следить, чтобы дети не поднимали плечи.

После того, как дети научились делать носовой вдох, я начинаю отрабатывать ровный, медленный, непрерывный ротовой выдох. Для этого я использую следующие дыхательные упражнения: «Подуем на больной пальчик», «Подуй на плечо». Хорошо использовать различные пособия и тренажеры для выработки воздушной струи, например: «Листопад», (подуть на осенние листочки, «Птички полетели» (дутье на силуэты птиц, «Снегопад» (подуть на снежинки). Для тренировки сильного выдоха используются различные вертушки, плавающие игрушки, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек или шаров, игры на дудке, губной гармошке.

За этапом максимального ограничения речи наступают этапы сопряженной и отраженной речи. На этапе сопряженной речи начинается работа над развитием фонационного выдоха. Формирование фонационного (речевого) выдоха является основой для развития координированных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. От правильного произношения гласных звуков зависит полизвучность голоса, плавность и темп речи. Гласные звуки должны сплошной нитью проходить через все слово, а согласные только очень коротко и легко прерывать звучание гласных. Как правило, у заикающихся, произношение гласных звуков не вызывает затруднений. Исключение составляют двойные гласные звуки: ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ. Все упражнения по формированию речевого выдоха включают специально подобранные звуки, слоги, слова, короткие и затем, длинные фразы. В результате тренировки заикающиеся приобретают способность произносить каждую синтагму на едином речевом выдохе. Работа по формированию фонационного дыхания должна быть систематической и продолжаться в течении всего коррекционного курса.

Тренировку фонационного выдоха я начинаю с длительного произношения одного гласного звука на выдохе. Работая над гласными звуками, я использовала различные речевые подражания: «Кукла Маша поет» А-А-А-А, «Гномик удивился» О-О-О-О, «Самолет гудит» У-У-У-У, «Кукла Маша заблудилась» АУ-АУ-АУ-АУ. Целесообразно проводить все выше перечисленные упражнения перед зеркалом и обращать внимание детей на четкую и ненапряженную артикуляцию гласных звуков. С удовольствием дети играют в игру «Немое кино», где они только артикулируют звуки. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И (эталон гласных звуков, например: упражнение «Резиночка» А___О___У___И, «Цветные ниточки» (в левой руке дети держат цветные ленточки, пальцами правой руки проводят по ленточке сверху вниз, пропевая гласные звуки). Очень хорошо использовать пение гаммы на гласных звуках. Это вырабатывает певучесть, гибкость, модуляцию голоса.

Для отработки согласных звуков я беру те звуки, которые реже вызывают затруднения у заикающихся (С,Ш,Ф,Х).

«Задуй свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Затем медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечку», произнося звук Ф-Ф-Ф.

«Погреем ручки». Делая спокойный вдох ртом, выдыхать на руки, поднесенные ко рту, произнося звук Х-Х-Х-Х и т. д.

Эти упражнения также способствуют выработке мягкой атаки голоса.

Вслед за статическими дыхательными упражнениями по развитию фонационного выдоха, я использую динамические дыхательные упражнения, которые включают в себя движения рук, ног, туловища, ходьбу, наклоны, медленный бег. Эти упражнения физически укрепляют организм ребенка, улучшают функцию диафрагмы, положительно влияют на настроение.

В работе я использую следующие упражнения:

«Дровосеки»

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты над головой и одновременно произносится У-У-У-Х.

«Насос»

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз – вдох. На выдохе наклоны вниз, одновременно произнося Ш-Ш-Ш-Ш.

В дальнейшем я проводила работу по развитию речевого выдоха на уже более сложном материале. Задания усложняются постепенно:

В СЛОГАХ:

- «Растянем резиночку»

Ма___

Ма___Мо___

Ма___Мо___Му.

В ЗВУКОПОДРАЖАНИЯХ:

Му___Му___

Ме___Ме___

Кар___Кар___

В СЛОВАХ: слова должны произноситься мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Аист___аист___аист

Август___август___август

Озеро___озеро___озеро

Уля___Уля___Уля

Эхо___Эхо___Эхо.

НА КОРОТКИХ ФРАЗАХ:

Оля умница.

Уж пополз.

Эмма играет.

В СТИХАХ:

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостит он где-то.

Уля маленькой была

И вертелась как юла.

Параллельно с работой по развитию речевого выдоха, заикающиеся обучаются подаче голоса на «мягкой» атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора. У детей с заиканием, в основном, преобладает твердая атака голоса. При твердой атаке голосовые связки напряжены и сопротивляются воздуху, скапливающемуся под ними. При мягкой атаке голосовые связки менее напряжены и меньше сопротивляются воздуху. При этом звук получается мягким, бархатистым, выдох – теплым. Овладение техникой мягкой голосоподачи способствует снятию напряжения с мышц голосовых складок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме того, данные приемы в сочетании с использованием диафрагмального дыхания позволяют поставить голос «на опору».

Сначала я даю детям образец «твердой» атаки, т. е. резкого начала гласного звука, и «мягкой» атаки, или мягкого «вплывания» в звук. После этого дети по подражанию учатся подаче звука на мягкой атаке, произнося гласные и их сочетания, а затем слова и фразы, начинающиеся с гласного звука, постепенно удлиняя фразу. Например:

Ах,/ какая елка. //

Ах,/ какая красивая елка. //

Ах,/ какая красивая,/ нарядная елка. //

Так же используются стихотворные тексты, начинающиеся с гласного звука. Все эти упражнения благотворно влияют на выработку мягкой атаки голоса и уже с переходом к вопросно – ответной речи дети хорошо владеют мягкой атакой.

Вместе с работой над речевым дыханием, я начинаю отрабатывать просодические компоненты речи. Заикающегося ребенка надо научить говорить громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произношения к среднему тихому, и наоборот. Для отработки силы голоса я провожу следующие голосовые упражнения:

«Пароход»

У___громко – пароход,

У___тихо – пароходик.

Переход от тихого к громкому произношению без паузы:

«Эхо»

Ау – громко;

Ау – средне;

Ау – тихо.

«Федора плачет»

А – А – А – А - А

(шепот, тихо, громко, и наоборот, без паузы)

Во время отработки стихотворных текстов или речи с движением, я так же провожу работу по выработке силы голоса. Например:

- Танюшенька! (громко)

- Ау! (тихо)

- Подруженька! (громко)

- Ау! (тихо)

- Иди гулять! (громко)

- Иду! (тихо)

- Иди быстрей! (громко)

- Бегу! (тихо)

Что там (нормально)

шепчут (тихо)

листья? (нормально)

Подойдем и (нормально)

спросим. (нормально)

Листья отвечают: (нормально)

осень (громко)

осень (нормально)

осень. (тихо)

Для выработки выразительности речи для детей очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Изменение высоты тона развивает модуляцию, гибкость голоса. Для выработки высоты голоса я провожу следующие голосовые упражнения:

«Самолет»

У У

У У

У У

«Кукушка»

куку куку

куку куку

«Ступеньки»

У

О О

А А

Примерные задания для отработки высоты голоса на материале стихотворных текстов:

На дереве на веточках/

Воробушки сидят://

«Чирик- чирик, чирик - чирик,

чирик -чирик, /кричат. //

Бежал ручей по камешкам – /

Бежал, бежал, бежал. //

Потом в глубокой лужице – /

Лежал, лежал, лежал.

- Где купили вы,/ синьор,/

Этот красный помидор?//

Вот невежливый вопрос!//

Это собственный мой нос!//

Так как работа по изменению силы голоса очень сложна для детей дошкольного возраста, то все упражнения выполняются с подключением работы рук. С повышением голоса рука делает движение вверх, с понижением голоса – вниз. Во время отработки дыхания, голосоподачи, силы и высоты голоса на материале гласных звуков я начинаю отрабатывать интонационную выразительность речи.

Например:

«Удивились»

У? У О? У

У У У О

Из непрерывной линии звучания выделить интонационный гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

аОуи? (вопрос)

аОуи! (ответ)

аоУи? (вопрос)

аоУи! (ответ)

Ууу! Ааа!

У А

«Страшная сказка» - дети произносят сочетания гласных звуков, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом, как будто рассказывают страшную сказку.

А, АО, Аоу, Аоуи.

Произносить междометие «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, испуганно и т. д.

Все выше перечисленные упражнения, как правило, применяются мною в работе с детьми подготовительного возраста. Дети среднего и старшего возраста затрудняются с выполнением этих заданий.

Свою работу по выработке интонационной выразительности с детьми среднего и старшего возраста я начинаю с разучивания небольших стихотворений, потешек.

Например:

Громко спорят две лягушки –

Кто из них красавица?

Ква – ква,

Ква – ква – ква.

Как вам это нравится?

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы!

Хорошо отрабатывать интонационную выразительность речи с подражанием голосам героев знакомых сказок.

Например:

«Колосок», «Теремок», «Кошкин дом», «Мойдодыр».

Уже на этапе сопряженной и отраженной речи дети с удовольствием принимают участие в небольших играх – драматизациях, рассказывании потешек, коротких стихов и по подражанию за логопедом передают характер или настроенние того или иного героя.

На втором этапе вопросно – ответной речи вводится диалог. Чтобы речь была свободной, раскованной, плавной дети должны хорошо знать текст героев диалога, т. к. хорошее знание текста придает детям уверенность. При определении героя мы совместно с ребенком подбираем интонацию, темп, силу голоса, выразительность речи. Именно во время разучивания диалогов дети хорошо учатся пользоваться различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Дети очень любят разыгрывать небольшие диалоги в стихах. Когда наступает этап самостоятельной речи, хорошо использовать в работе над интонационной выразительностью речи различные виды театров, а так же различные игры – драматизации. В этих играх ребенок перевоплощается в персонажа, живет его жизнью. Дети начинают говорить выразительно, без запинок, действуют раскованно. Образ того или иного героя создается с помощью интонации, мимики, жестов. Все эти игры не только увеличивают интонационное богатство речи, но и развивают коммуникативную функцию, что очень важно для заикающихся детей. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. Поэтому особой задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма и темпа речи. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно – моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании правильного моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в коррекции заикания.

Для работы над выработкой правильного темпа и ритма речи я использую :

- считалки

- ритмизованная речь (стихи в сопровождении движений)

- ритмизованная речь (стихи, проза без движений).

На этапе сопряженной речи я стараюсь подбирать тексты считалок и стихотворные тексты с устойчивой ритмикой т. е. с однообразным распределением ударных слогов в строфе, состоящее из достаточно коротких фраз. Они должны содержать простую лексику.

При разучивании считалок, я учу детей, проговаривая каждое слово текста сопровождать его плавным движением руки сверху вниз. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций.

Как правило, у всех детей моей группы с диагнозом заикание отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций. Поэтому для заикающихся детей очень важна такая форма работы, как ритмизованная речь. Дети произносят небольшие стихотворные тексты в сопровождении движений. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используются двигательные упражнения с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.

Например:

«Дворник»

Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор.

Будут все меня хвалить,

«Молодец» мне говорить!

(Дети подражают движениям дворника с метлой. «Метла» движется справа налево).

«Дятел»

Дети изображают стук дятла по дереву, ударяют правой рукой, в форме клюва, по ладони левой руки.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Одновременно с работой над темпом и ритмом речи я провожу работу над процессом паузирования. Эту работу хорошо начинать на материале стихов, где конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха. Владение правильной паузацией очень важно для заикающегося ребенка, т. к. во время паузы говорящий вдыхает воздух, без которого не может говорить. Во время паузы отдыхает и расслабляется речевой аппарат. Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше, и четко сформулировать свою мысль. Кроме того, паузы делают речь ясной, понятной, выразительной. Если ребенок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдая при этом правильную интонацию, то паузы будут самыми выразительными его союзниками.

Работу по развитию паузации я начинаю проводить уже с этапа сопряженной речи, во время разучивания считалок, стихотворных текстов; во время сопряженного и отраженного проговаривания с детьми небольших рассказов.

Сначала на этапе сопряженной речи тексты состоят из коротких фраз. Уже с переходом к отраженной речи фразы удлиняются и я учу детей делить фразы на небольшие смысловые отрезки и выдерживать паузу между ними. Затем, используя фразы диалогической речи, пересказ и постепенный переход к самостоятельной речи.

Работа по выработке правильного темпа и ритма речи, работа над правильной паузацией тесно взаимосвязана и проводится на всех этапах коррекционной работы.

Работу по коррекции просодических компонентов речи я провожу на всех этапах работы, с учетом возраста детей группы, их индивидуальных особенностей.

Овладение заикающимися детьми навыками правильного речевого дыхания, темпа и ритма речи, навыком правильного паузирования, умением владеть своим голосом, сделает речь ребенка не только четкой и выразительной, но и поможет уменьшить число запинок в речи или избежать их.

Заключение.

Роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Выразительность речи взаимосвязана с другими компонентами речи : семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении всех интонационных характеристик.

При преодолении заикания работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в игровой деятельности детей.

Публикации по теме:

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников
Опубликовано: 12 января 2020 в 17:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие просодических компонентов речи у заикающихся дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Костикова Марина (УИ 1778444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД