Анастасия Пинина
Консультация для родителей «Способы и приёмы развития двигательной сферы для овладения навыками письма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, хочу провести для вас консультацию на тему «Способы и приёмы развития двигательной сферы для овладения навыками письмы у дошкольников» и рассказать с помощью каких упражнений можно развивать двигательнуюа активность, которая так важна для ребенка перед школой.
Публикация «Консультация для родителей „Способы и приёмы развития двигательной сферы для овладения навыками письма у дошкольников“» размещена в разделах
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка) : чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия. Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего, т. к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т. е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Приложение № 5 Консультации для родителей.
1. «Зачем нужна мелкая моторика»
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и рече-двигательного аппаратов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
2. «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастике»
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица – значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним