Любовь Муковина
Развитие произвольной регуляции у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие произвольной регуляции у детей
дошкольного возраста
Произвольная регуляция – это сознательное управление своими эмоциями, поведением, психическими функциями (вниманием, мышлением, памятью, воображением, что позволяет человеку выстраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся замыслом.
При наблюдении за ребенком выявляется (признаки нарушения произвольной регуляции) :
Публикация «Развитие произвольной регуляции у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- трудности произвольного удержания внимания на каком-то виде деятельности, повышенная отвлекаемость, невнимательность;
- трудности самоконтроля и импульсивность:
а) ребенку трудно контролировать свои эмоции: скрыть радость, огорчение, страх, подавить раздражение или негодование;
б) ребёнку трудно ждать своей очереди, действовать по правилам;
в) ребенок не дослушал инструкцию, не вник в суть задания, сделал первое пришедшее на ум действие, поторопился и допустил «глупые» ошибки;
- недостаточные возможности делать волевые усилия и выполнять задания, если они не вызывают у него интереса;
- затруднения процессов целеполагания, планирования своей деятельности (ребенок испытывает трудности при постановке цели и нахождении способов ее достижения);
- слабость рефлексии (не отдает отчета в своих действиях, не осознает возможных последствий);
- трудности переключения:
а) в двигательной сфере – страдает плавность, автоматизированность при переходе от одного движения к другому, движения ребёнка неловкие, неточные;
б) в речевой моторике – трудности в сложных словах, при воспроизведении серий слогов и слов;
в) в интеллектуальной деятельности – трудности переключения с одной программы на другую.
Рекомендации родителям по развитию произвольной регуляции у детей :
1. Строго соблюдать режим дня. Оградить ребенка от длительных занятий на компьютере (норма 15-20 минут в день, прогулки на свежем воздухе, правильное питание, вовремя ложиться спать.
2. Введение ритуалов как форм опосредованного управления деятельностью (ритуал приветствия, прощания, пробуждения, отхода ко сну).
3. Обучение планированию разных видов занятий, составлению планов на день/неделю/месяц.
4. Игры с правилами, в которых требуется неукоснительно соблюдать правила; стратегические игры, где нужно планировать свои действия и учиться достигать поставленных целей (шахматы, шашки, «крестики-нолики», игры с фишками).
5. Введение системы правил, касающихся разных сторон жизни. Четкое выдерживание границ, обозначаемых этими правилами. Это касается и взаимоотношений с родными (например, «Не разговаривать на повышенных тонах», если это происходит, то разговор немедленно прекращается второй стороной: «Я в таком тоне разговаривать не буду. Успокойся, а потом приходи и поговорим», и правил организации режима, и правил русского языка, и правил дорожного движения и любых других правил.
6. Соблюдайте дома спокойную доброжелательную обстановку. Будьте терпимы! Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными. И образец поведения ребенок всегда копирует со своих родителей. Разговаривать с ребенком нужно спокойным голосом. Импульсивные дети в первую очередь воспринимают тон и реагируют на тон, а содержание сообщения может от них ускользнуть.
7. По возможности системные, регулярные развивающие и оздоровительные мероприятия - занятия детской йогой, фитнесом, плаваньем, айкидо или ушу, танцами и пр. (полезны все виды физической культуры, включающие в себя дыхательные, глазодвигательные упражнения, перекрестные движения, упражнения, растягивающие мышцы и развивающие координацию, ритмичные хлопки, обучение приемам релаксации).
8. Проявлять твердость и последовательность воспитания. Если вы сказали «нет», то не отступайте от своего решения. Если ребенок почувствует, что ему потакают, он не узнает границ дозволенного и научится вами так манипулировать, что вы будете все время уступать ему.
9. Придумайте систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (жетоны, медали – накопление определенного их количества и отражение в какой-либо форме).
10. Отмечайте и хвалите терпение и старание ребёнка. Пусть ребёнок ощущает свои успехи и достижения.
11. Не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий. Инструкции должны быть четкими и короткими. Поручения должны соответствовать возрасту и способностям ребенка.
12. Своевременная диагностика и последующее медицинское сопровождение. ЭЭГ-исследование позволит оценить состояние лобных отделов мозга, а УЗДГ сосудов головы и шеи – особенности мозгового кровообращения. Врач-невропатолог может назначить терапию, направленную на улучшение функционального состояния мозга ребенка.