Валентина Гольцова
Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Эти слова принадлежат известному исследователю психических аспектов памяти С. Л. Рубинштейну. И они удивительно точно характеризуют определяющее значение для развития человеческой личности такого психического процесса, как «память», без которой, собственно, личность не могла бы состояться.
Публикация «Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность исследования. Изучение проблем развития детской памяти в настоящее время чрезвычайно актуально. Технический прогресс привел к тому, что современные дети вынуждены гораздо быстрее, чем их сверстники лет 50 назад, адаптироваться к условиям взрослой, технически насыщенной жизни.
Детская психика, в своем физиологическом развитии, не успевает за тем количеством информации, которое обрушивается на ребенка уже в раннем дошкольном возрасте. Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий, откладываясь в сознании индивида, постоянно используется в его дальнейшем поведении. Образы внешнего мира не исчезают бесследно, а накапливаются в сознании, закрепляются, образуют различные связи. Постепенное усложнение поведения и осуществляется за счет накопления такого индивидуального опыта. Для того чтобы такой опыт не стал для ребенка невыносимой обузой, чрезвычайно важно грамотно и своевременно дать ребенку в руки механизм, позволяющий ему быстро и четко справляться с поступающей информацией, «сортировать» и использовать её.
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное запоминание, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в раннем детстве, уже к концу дошкольного пе-риода сначала дополняется, а позднее превращается в произвольное. Кроме того, и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности. Сначала они выступают как внешние стимулы (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т. п., а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.
У детей дошкольного возраста память по скорости развития опережает другие психические процессы, идет бурное накопление информации, форми-руются необходимые для жизни навыки и умения. Помочь ребенку справиться с таким объёмом информации, научить его приемам и способам запоминания, припоминания – вот важнейшая задача взрослых. От того, как ребенок научится накапливать, анализировать, «раскладывать по полочкам» и пользоваться накопленной информацией, зависит развитие его способностей, успешность его обучения в будущем, и, следовательно, его взрослая карьера.
Изучению развития памяти у детей в зарубежной психологии посвящено большое количество работ, их обзор дан в монографиях А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова, Д. Б. Эльконина и др.
К. Бюллер, изучая проблему детской памяти утверждал, что память в детские годы носит механический и субъективный характер. Э. Мейман в «Лекциях по экспериментальной педагогике» писал, что «в самом раннем детстве память ребёнка работает абсолютно механически». Прочность запоминания, по его мнению, наоборот, с возрастом ослабевает, хотя в то же время он не отрицает и некоторого улучшения её с годами в более раннем периоде развития ребёнка (5-6 лет).
В отечественной психологии процесс памяти связывали с жизнью и ак-тивностью ребёнка, с его сознанием, рассудочной деятельностью, с особенно-стями его личности. Такой подход к изучению вопросов детской памяти про-слеживается и в работах К. Д. Ушинского. Формулируя исходные позиции к проблеме памяти, он старался подчеркнуть, что запоминание есть процесс образования ассоциаций, но в его понимании ассоциации - это не только ассоциации по смежности (по единству места, время и т. д., но и рассудочные ассоциации, ассоциации «по сердечному чувству» и особые ассоциации развития.
П. П. Блонский развивал идею эволюции памяти, он показал, что четыре вида памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – представляют собой последовательные стадии психического развития человека. Эти стадии проходят у ребенка с момента рождения примерно до школьного возраста, причем дошкольный возраст – возраст кульминационного развития вербальной памяти.
Л. С. Выготский разрабатывал теорию развития высших психических функций и основной акцент в этой теории был направлен на выявление основ произвольного в психике человека, на процесс развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления.
Работу этих ученых продолжали и развивали П. И. Зинченко, А. А. Смирнов. Так, П. И. Зинченко писал об общей психологии памяти, он первый начал систематическое изучение непроизвольного запоминания и показал его огромное, ведущее значение в жизни и в обучении. А. А. Смирнов в своих работах большое внимание уделял проблемам развития памяти.
С. Л. Рубинштейн ставил перед собой задачи изучения психики и сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются; предлагал трактовку психологии памяти в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции.
Память - наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее.