виталина ваняшева
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание является одним из важнейших условий эффективности всех видов деятельности, поэтому проблема изучения внимания детей на сегодня так актуальна. Именно внимание, все наши психические процессы, делает полноценным. Дает возможность воспринимать окружающий мир и говорит о социальной направленности человека. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.
Публикация «Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современные цели образования, ФГОС ДОО делают упор на формирование внимания у детей дошкольного возраста, осуществление образовательной деятельности, преимущественно в игровой форме.
Произвольное внимание - способность сосредоточить свое внимание на чем-то одном на определенный период времени, независимо от того, привлекательно ли это для нас, или нет. У старших дошкольников это умение уже достаточно хорошо развито благодаря постоянному тренированию и опыту работы с игрушками, обучающими материалами, головоломками и другими задачами. Развитие произвольного внимания играет важную роль в успешном обучении, потому что помогает детям более эффективно усваивать информацию, запоминать ее и активно использовать в будущем. Для развития произвольного внимания важно создавать для детей разнообразные задания и игры, требующие концентрации и усилий для выполнения, постепенно увеличивая сложность и продолжительность заданий. Также полезно учить детей методы саморегуляции, чтобы они могли управлять своим вниманием и переключаться между разными задачами.
Воспитание произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки ребенка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают определенным уровнем развития произвольного внимания, однако его навыки всегда можно усовершенствовать и развить. Подвижные игры являются отличным инструментом для развития произвольного внимания у детей.
Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными, чтобы дети с удовольствием участвовали в них. При выборе игр необходимо учитывать возраст и уровень развития детей.
Авторы признают за произвольным вниманием важнейшую роль в развитии личности человека. Однако в своих исследованиях они рассматривают этот вид внимания только в связи с учебной деятельностью школьника.
Между тем, некоторые из исследователей (И. Л. Баскакова [5], Г. В. Петухова [49]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для него – учеба, игра для него – труд, игра для него – серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
В произвольном внимании ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте (Н. Ф. Добрынин) [20,247]. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было уже однажды завоевано, что было предметом сосредоточения. Последнее важно для самоидентификации личности ребенка и развития его самосознания, поскольку обеспечивает непрерывность психической деятельности. Устойчиво направленное внимание не пассивно блуждает по объекту, но осуществляет целенаправленный поиск: замечает и отбирает существенное, соответствующее целям и мотивам деятельности.
Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребенка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, незначимые эмоциональные образы. Устойчивое внимание позволяет удерживать выбранный способ действия, сохранять направленность мысли на переносном, условном смысле, что важно для выбора основания классификации объектов и ее последовательного осуществления.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Прежде чем попытаемся охарактеризовать, в чем заключается ведущая роль игры в развитии личности ребенка, обратимся к понятию ведущая деятельность.
Ведущая деятельность определяется как «. деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития» [37,41] (А. Н. Леонтьев).
Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в мире взрослых. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому — сюжеты и содержание игр. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, наводящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой деталей.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. изучает растения, животных» [30,128].
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого — совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
Затрагивая тему подвижных игр, стоит выделить рамки подвижной игры. Подвижной игрой является та игра, которая задействует двигательную деятельность ребенка, занимая его не только умственно, но и физически. При этом деятельность той или иной игры оказывается подчинена установленным правилам, открывающим ребенку подробности сюжета. Правила являются не только инструментом контроля: их система служит еще и для развития мыслительной деятельности ребенка, что подробно описывается в предыдущем абзаце. Несмотря на общую подчиненность существующей системе правил, дети часто не ограничивают свои творческие возможности, произвольно меняя правила; детьми зачастую определяются и учет итогов игры, и система правил.
Л. С. Выготский, рассматривая формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы, писал: «Ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, т. е. он делает то, что ему больше всего хочется. В то же время он научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию» [13,71].
Итак, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка - действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам, содержащимся в роли. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.
В целом, подвижные игры - это отличный способ повышать уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают детям учиться сосредотачиваться на задачах, работать с разными видами информации, улучшать работу зрительной и слуховой памяти, развивать качества командной работы и т. д.
Список литературы
1. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] /И. Л. Баскакова. — М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. — 64 с. [5]
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219. [12]
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. – 1966. - С. 62-76. [13]
4. Гальперин П. Я. К проблеме внимания [Текст] /П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.- № 3. -С. 33—38. [14]
5. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] /П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. – М. : МГУ, 1974.-102 с. [15]
6. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] /Н. Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М., 1976. - С. 243-259. [20]
7. Добрынин Н. Ф. Внимание и его воспитание [Текст] : Стенограмма публичной лекции /Н. Ф. Добрынин. - М. : Правда, 1951. -256 с. [21]
8. Добрынин Н. Ф. Воспитание у учащихся внимания на уроке[Текст][22]
9. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н. В. Дубровинская// Психологический журнал. - 1982. - Т. З. - №5. - С. 54-65. [26]
10. Игра дошкольника [Текст] /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. — М. : Просвещение, 1989.— 286 с. : ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада). [30]
11. Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека [Текст] /А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1961. - № 1.- С. 30–42. [37]
12. Педагогическая энциклопедия. – М. ,1965. –С. 158-159. [48]
13. 49. Петухова Г. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста [Текст] : Автореф. канд. дисс. /Г. В. Петухова. - М., 1961. -32 с. [49]
14. Рибо Т. Психология внимания [Текст] /Т. Рибо. - СПб. : Изд-во Ф. Павленкова, 1980. – 369 с. [58]
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II.— М. :Педагогика,1989. –357 с. [60]