Папки-передвижки

Развитие произносительной стороны речи в норме

Елизавета Туровинина
Развитие произносительной стороны речи в норме
▼ Скачать + Заказать документы

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной очередности становления сенсорного развития с опорой на созревание нервно-мышечного аппарата в онтогенезе.

В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы.

Публикация «Развитие произносительной стороны речи в норме» размещена в разделах

Ученые отмечают, что процесс сенсорного развития, а именно процессов восприятия речи, происходит при активном участии двигательных актов. Моторное развитие ребенка стимулирует и взаимообуславливает появление первых речевых реакций - лепета.

Полноценное функционирование органов артикуляции ребенка проходит длительный путь до полной их сформированности и зависит от ряда компонентов, среди которых важную роль играют акустические характеристики [14, 15].

Первыми вокализациями ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторный ответ ребенка на внешние или внутренние сильные раздражители.

В онтогенезе у детей в первую очередь формируются звуки [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н], которые определяют ядро фонологической системы русского языка, позже появляются следующие звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

По мнению А. Н. Гвоздева, определяющим в появлении звуков является их артикуляционная сложность, которая выражается в замене одних звуков другими, что связано с последовательностью формирования звуков в онтогенезе. На начальных этапах развития звукопроизношения более сложные по артикуляторным характеристикам звуки заменяются более артикуляторно простыми звуками [15].

Звуковая сторона языка, как отмечено в исследованиях лингвистов, психологов, педагогов, становится предметом внимания ребенка уже на ранних этапах развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин, А. А. Леонтьев).

Для исследования периодизации речевого развития ребенка в онтогенезе взята классификация, предложенная А. Н. Леонтьевым:

I этап – подготовительный (от рождения до года,

II этап – преддошкольный или этап первоначального овладения языком (от 1 года до 3 лет,

III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет,

IV этап – школьный.

Охарактеризуем развитие произносительной стороны речи на каждом возрастном этапе.

I этап

Начиная с первых месяцев развития ребенка в становлении его речевого развития четко прослеживается взаимосвязь между двигательными и голосовыми проявлениями [31].

А. Н. Гвоздев рассматривает крики новорожденных как естественный процесс выхода воздуха при широко открытом рте, в результате чего получается гласный звук [15].

У детей период гуления (2-6 месяцев) совпадает с активным развитием общей моторики : развиваются ощупывающие движения руки, захват предмета под контролем зрения, появляются эмоциональные моторные реакции по отношению к взрослому. Появляющиеся двигательные и голосовые реакции становятся активной формой проявления общения ребенка со взрослым.

В состоянии эмоционального возбуждения ребенка формируется поток акустически-тактильно-кинестетических раздражений от сокращающихся мышц, которые поступают в центральную нервную систему раньше, чем соответствующие аутослуховые и аутозрительные раздражения, что формирует основу для развития второй сигнальной системы речи (И. П. Павлов).

Ребенок в этот период воспроизводит по подражанию звукокомплексы внешней среды, начинается освоение системы гласных звуков с широкого гласного [а], а затем сочетания гласных ([а], иного [и], [у]).

Период лепета (5–9 месяцев) связан с дальнейшим совершенствованием моторики ребенка: ребенок в этот возрастной период учится сидеть, ползать, захватывать и удерживать предметы, производя действия с ними.

В 5-6 месяцев у ребенка появляются звукокомплексы губных гласных звуков (бааа, мааа, а также переднеязычных (тааа, лааа, которые позже сменяются цепочками из стереотипных рядов с шумовым началом (тя-тя-тя) и т. п., далее – цепочки со стереотипным шумовым началом, но с меняющимся вокальным концом (те-тя-те).

К 1 году появляются цепочки из рядов с меняющимся шумовым началом (ма-ля, да-ля, па-на, па-нa-нa, a-мa-нa). Ребенок овладевает структурой открытого слога, основной структурной единицей русского языка. Е. Н. Винарская отмечает, что период с 9 до 18 месяцев характеризуется появлением лепетных слов, определяющих начальный этап речевого развития ребенка.

Данный период развития ребенка характеризуется активным становлением артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук.

Первые слова фонетически просты, они реализуются в одно или два открытых слога. В двусложных словах ребенок воспроизводит близкие по звучанию слоги (ба-ба, ма-ма, би-би, что напоминает слоговые ряды при лепете.

Таким образом, доречевой период представляет собой подготовительный этап в развитии собственной речи ребенка. Ребенок, многократно повторяя звуковые ряды, практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, которая реализуется в поиске соответствующего уклада при постоянном контроле слуховых процессов. Развитие фонетического компонента речи неразрывно связано с совершенствованием двигательной деятельности, в том числе и артикуляционной.

Концепция Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития позволяет рассматривать совокупность эмоционально-выразительных и коммуникативно-познавательных средств, формирующихся в раннем детском возрасте, как возрастную предпосылку будущего освоения ребенком родного языка [14].

II этап – характеризуется постепенным увеличением количества произносимых звуков.

Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. Это объясняется особенностями взаимодействия органов артикуляции, при котором произнесение звука в момент размыкания органов речи происходит легче, чем длительное удержание их приближенными друг к другу для образования щели для прохода воздушной струи, поэтому такие звуки, как аффрикаты и соноры осваиваются детьми позже.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

к полутора годам – появляется возможность чередования пози-ций (смычка – щель);

после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

III этап

Основным достижением на данном этапе является постепенное формирование артикуляционной базы, которая в норме к пяти годам достигает совершенства при условии своевременного становления фонематических процессов, в частности восприятия.

Л. Г. Парамонова предлагает следующую периодизацию усвоения звуков детьми от 1 года до 6 лет, которая позволяет отслеживать своевременное появление у детей различных звуков в зависимости от возраста и представлена в Таблице 1.1 [45].

Таблица 1.1.

Периодизация овладения звуков детьми

Возраст ребёнка (в годах) 1 - 2 2 - 3 3 - 5 5 - 6

Усваиваемые звуки А О Э

П Б М И Ы У

Ф В

Т Д Н

К Г Х Й С З Ц

Ш Ж Ч Щ Л

Р

Приведенная схема отражает постепенный путь ребенка к овладению звуковым составом языка, что обусловлено рядом субъективных причин:

1. недостаточно развиты движения органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба и нижней челюсти;

2. недостаточно сформированы фонетико-фонематические процессы, т. е. способность воспринимать на слух фонемы и точно их дифференцировать.

Процесс освоения звукопроизносительной стороны речи невозможен без формирования и развития фонематических процессов, к которым относятся:

фонематическое восприятие,

фонематические представления,

фонематический анализ,

фонематический синтез.

Фонемы русского языка имеют различительные или дифференциальные признаки, которые обеспечивают смысловое различение фонем. Различение фонем по их дифференциальным признакам может проявляться в двух вариантах:

коррелятивное различие – фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком,

некоррелятивное различие – фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками.

Выделим основные смыслоразличительные параметры:

способ артикуляции,

активный орган,

место артикуляции,

участие голосовых связок.

По способу артикуляции согласные звуки делятся на смычные и щелевые (фрикативные).

По активному органу согласные делятся на три группы, каждая из которых имеет несколько подгрупп:

губные (губно-губные и губно-зубные,

язычные (переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные).

Переднеязычные звуки классифицируют по участию пассивного органа и различают: зубные [д], [т], [н], [л], [з], [с], [т с] и небные [ж], [ш], [щ], [т’ ш’], [р].

По мере участия активного органа переднеязычные делят на:

дорсальные (в артикуляции участвует передний край языка вме-сте с кончиком,

апикальные (в артикуляции участвует кончик языка);

ретрофлексные (участвует загнутый назад кончик языка, при ар-тикуляции звука [р]).

По акустическому восприятию переднеязычные делят на:

свистящие звуки ([з], [с], [т с],

шипящие звуки ([ж], [ш], [ш’ :], [т’ ш’]).

По месту артикуляции согласные делятся на зубные и передненебные (шипящие); в зависимости от положения кончика языка переднеязычные согласные бывают дорсальные, апикальные и какуминальные.

По участию голосовых связок согласные делятся на шумные (глухие и звонкие) и сонорные.

Дифференциальные признаки лежат в основе усвоения звуков речи и носят артикуляционный характер.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе формируется постепенно и в норме к пяти годам, при условии своевременного становления фонематических процессов, в частности восприятия (к 1 г. 7 мес. -2 годам, у ребенка нормализуется звуковая структура речи.

В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С. Н. Цейтлин, ссылаясь на А. Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенные звуки [в], [в’], [ф], [ф’] связаны с еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н], [д], [т], [с], [з], [л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р], [р’] и работа по поднятию передней части языка [ш], [ж], [щ], [ч] также сложны для детей. В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ [15].

При анализе особенностей выделена звукового состава первоначальный речи выделяют психических три аспекта, характеризующие механизм тесная отклонения от нормы.

1. Фонологический русской аспект, в соответствии с данным аспектом выделяется согласных следующая особенность: группы акустически педагог близких звуков точек усваиваются хуже, чем группы взаимовлияние акустически более позволяет выраженных звуков, хотя и дан сложных по артикуляции.

Этот факт объясняется цепи наличием у детей определенных нарушений слухового восприятия аппарат речи, в связи голос с чем акустическая зависимо близость звуков ежит оказывает отрицательное группировка влияние на усвоение адекватное правильного произношения.

2. Артикуляционный аспект.

Качественный основе анализ произношения фонетического звуков показывает, что нарушения натрии произношения проявляются составляет одновременно в искажении и отсутствии различных среди групп звуков, что обусловлено некоторые взаимодействием речеслухового звуков и речедвигательного анализаторов. Менее распространенными оказываются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся одновременно в искажении и замене слоговых звуков.

3. Взаимовлияние предложений артикуляционного и фонологического необходимость аспектов.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи речи образуют единую имитируя функциональную систему, в которой слуховые эквиваленты и артикуляционные образы всех элементов речи свою находятся в тесной взаимосвязи. В случаях зондом нарушения функции русской речедвигательного анализатора между сенсорным отмечать и моторным компонентами работе образуются сложные отношения, отличающиеся после от существующих в норме.

Существование слуха нечетких артикуляционных образов приводит к стиранию граней очёски между слуховыми раскрашивание дифференциальными признаками проявления звуков, что затрудняет б создание необходимых условий говорил для их различения. Речедвигательный критерии анализатор в данном дизартрии случае играет наблюдения тормозящую роль состоящие в процессе восприятия предложений устной речи, создавая вторичные голосовые осложнения в слуховой работе дифференциации звуков.

Для успешного формирования и развития звукопроизносительной стороны речи необходима сформированность как артикуляционного аппарата, так и фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.

Таким образом, изучение формирования и развития речи, а именно звукопроизношения, у детей показал поэтапность ее становления. Для каждого возрастного периода характерно постепенное усложнение звукопроизносительных навыков, появление которых тесно связано с моторным развитием ребенка, с эмоциональным контактом между ребенком и взрослыми, слуховым восприятием, освоением пространства и окружающих предметов.

Понимание последовательности становления звукопроизношения у детей при нормальном развитии помогает правильно выявить отклонения в развитии, а также организовать обучение.

Публикации по теме:

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речиЛогопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие произносительной стороны речи в норме
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 10:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие произносительной стороны речи в норме» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Туровинина (УИ 686819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД