Раиса Путятова
Развитие профессиональной компетентности педагогов-необходимое условие инновационной деятельности учреждения
▼ Скачать +Заказ
Понятия «профессиональная компетентность», «компетентностный подход» заменили в последнее десятилетие понятие «профессионализм» как более ёмкие и содержательные. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность человека, а умения оперативно, эффективно разрешать как профессиональные проблемы, так и собственные, акцентируется на результате. Профессиональная компетентность при этом характеризует совокупность компетенций, актуализированных в определённых видах деятельности. Она выступает мерой актуализации компетенций в процессе их развития, связанной с самоактуализацией личности специалиста в соответствующих видах деятельности (А. И. Суббето).
Публикация «Развитие профессиональной компетентности педагогов-необходимое условие инновационной деятельности учреждения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Профессиональная компетентность – необходимое условие современных дошкольных работников. Сегодня специалисты (воспитатели, психологи, логопеды) оказывают консультативную, педагогическую, психологическую поддержку детям, семьям. Их профессиональная компетентность включает : методическую (владение специальным профессиональным инструментарием – технологиями, методиками, формами, методами, приёмами деятельности); социальную (социальная зрелость личности педагога, профессиональная позиция, коммуникативность, самоэффективность); организаторскую (организационные умения, настойчивость, целенаправленность, самоорганизованность, способность принимать решения).
Неоспоримым фактом является то, что успешность специалиста зависит от равновысокой компетентности на всех трёх уровнях. Поскольку именно они позволяют оказывать качественные услуги, от которых зависит развитие ребёнка, стабильнсть семьи, конкурентноспособность учреждения.
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов, развития их инновационной деятельности в МБДОУ «Звездочка» осуществляется методическое сопровождение и поддержка инновационных процессов. Особое внимание уделяется курсам повышения квалификации педагогов. Создаются условия для самообразования и самореализации специалистов. Развитие профессиональной компетентности происходит не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Методическая работа внутри учреждения организована через проведение семинарских, методических занятий, педагогических часов, тренингов, консультаций.
Саморазвитие специалистов осуществляется в творческом поиске, результатом которого становятся новые подходы к традиционным технологиям, формам организации деятельности. Так, в детском саду вызывают огромный интерес, как у детей, так и у родителей работа дизайн студии (Сапелкина Л. А., мини-музея (Томчук Д. Н., Бабенко И. Н., кружков «Подорожники» (Хафизова З. И., клуба «Здоровей-ка» (Тавендина О. Е.)., семейного клуба психологической поддержки «Мы вместе» (Рогачёва Р. З.). Большую любовь у родителей завоевал кружок по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Кроха» (Алексеева Е. Э., Рогачёва Р. З.).
Степень компетентности специалистов отражают данные в профессиональном росте кадрового состава МБДОУ. Высшее образование имеют 67% педагогов, обучаются в Вузах 11% от общего числа педагогов;
29 % педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации разной тематики, 100% педагогов прошли курсы по использованию ИКТ. Большое внимание уделяется специалистами диссеминации опыта работы как в интернет сообществах, так и при непосредственном участии в различных мероприятиях, конференциях, семинарах, мастер-классах.
Однако, нужно отметить, что уровень достигнутого ещё далеко недостаточен, чтобы создать условия для постоянного стимулирования потребности педагогов развиваться, профессионально совершенствовать мастерство необходимо: провести самоанализ готовности к освоению инноваций, активизировать исследовательскую, проектную, поисково-экспериментальную деятельность, актуализировать участие специалистов в работе научно-практических конференций, активизировать взаимодействия специалистов в сетевых профессиональных сообществах, установить связи с социальными институтами детства, с ВУЗами. И это, конечно, неполный перечень тех дел, что предстоит нам выполнить.