гелсине айнетдинова
Развитие представлений об эмоциях у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие эмоциональной сферы детей одна из важных задач образования. Эмоции - ценность дошкольного возраста. Без целенаправленной педагогической работы не может состояться полноценное эмоциональное развитие детей. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением психоэмоционального развития. К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. По данным психологов полученный в детстве эмоциональный опыт является весьма прочным и принимает характер установки. Одним из важных направлений является формирование представлений об эмоциях.
Публикация «Развитие представлений об эмоциях у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Проблема развития представления детей об эмоциях в онтогенезе была поставлена и получила теоретическую разработку в трудах таких выдающихся психологов, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Л. П. Стрелкова, Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин и др.). Психологами (Л. А. Венгер, В. С. Мухина) доказано, что представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом. Исследователями в психологии также определено, что представление об эмоциях - это определение субъектом внешнего проявления эмоциональных состояний по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонациях, тембре, ритме, вибрато голоса). Установлено, что способом выражения собственных эмоциональных состояний и пониманию эмоций другого необходимо обучать. Взрослый должен предоставлять ребенку образцы эмоционального самовыражения, обучать владению ими в ходе онтогенетического развития. В процессе формирования таких представлений целесообразно использовать различные средства, как когнитивные схемы эмоций, конкретные и практические ситуации, художественную литературу, игры. Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин считают, что основой формирования представлений об эмоциях у детей в онтогенезе являются когнитивные схемы эмоций. Когнитивные схемы эмоций - это тот набор признаков, с помощью которого можно судить о той или иной эмоции. В них кристаллизуется эмоциональный опыт ребенка, его знания о причинах и проявлениях эмоций. Одной из важнейших функций этой схемы можно считать то, что она используется при идентификации эмоций, как чужих, так и своих. Н. С. Ежкова отмечает, что вводя когнитивные схемы с целью развития представлений об эмоциях, важно следовать следующих положений: отражать в схемах наиболее яркие формы эмоционального поведения в контексте знакомых жизненных ситуаций, демонстрировать разнообразие причинно – следственных связей; предоставлять возможность активного участия самих детей в анализе ситуаций, оценке эмоциональных проявлений; привлекать собственный опыт, побуждающий детей к отождествлению себя с визуально – воспринимаемыми состояниями других. Психологами установлено, что в дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А. М. Щетининой на детях 4-5 и 6-7 лет. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения.
Проведя исследовательскую работу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо специально формировать у детей представления об эмоциях; учить различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике; давать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определиться, какие эмоции брать за основу. Существуют несколько классификаций эмоций : К. Изарда, А. А. Бодалева, Р. Декарта, А. Бэн и др. Л. П. Стрелкова, В. С. Мухина отмечают, что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание на основных эмоциях : радость, грусть, страх, удивление, злость. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом. В когнитивных схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлениий.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения в настроении, проявлять идентификацию. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций - «ситуация (причина) – эмоциональное проявление (следствие)». Смысл их введения представляет собой движение одноперсонажных схем (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел, к двух - трехперсонажным (девочка подарила маме цветы – девочка и мама радуются). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детямэмоциональные состояния (радости, грусти, злости, страха) рассматриваются в средней группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится восприятие эмоции удивления. В этом возрасте особое место стоит отвести специальным занятиям, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, анализируют и оценивают различные эмоциональные ситуации. Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, на них важное место отводится работе с графическими изображениями. Смысл такой работы заключается в узнавании эмоций, идентификации (отождествлении) собственного настроя с графическим изображением (занятие типа «Радость», «Грусть», «Злость»). Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.)», «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей».
Для развития представлений об эмоциях, выражения, стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни рекомендуется привлекать детей к выполнению заданий в альбоме «Радуга настроений». Выполняя письменные задания важно акцентировать внимание детей на различных эмоциональных состояниях, способах их передачи в мимике, в движениях. К важным средствам относится использование детской литературы, например, отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуйковского, в которых отражены чувства умывальника - гнев, радость, удивление. Читая стихи предлагать детям поднимать пиктограммы, соответствующие настроению героев. Затем при повторном чтении можно предложить передать движениями то или иное эмоциональное состояние. Следует уделять внимание занятиям, где детям предлагается решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем, раскрывающих причинно – следственные связи эмоциональных проявлений. Им рассказывают ситуации из их жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние. Детям предлагают ответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя?, Почему вы так думаете, Что могло вызвать у него это настроение?». После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с вами такое?, Когда у вас было такое же настроение, Чем было вызвано у вас такое настроение?» или вспомнить и рассказать ситуации, когда они сердились (огорчались, удивлялись, радовались)». Отвечая на такие вопросы или рассказывая ситуации из личной жизни дети погружаются в эмоциональное состояние и могут самостоятельно назвать причины его возникновения. Важно акцентировать внимание дошкольников на том, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от ясной солнечной погоды, купленной игрушки или мороженного. Затем детям предлагается идентифицировать собственное состояние, в которое они были погружены, с графическим изображением. В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей к оцениванию ситуаций, поступков с точки зрения их нравственной, социальной значимости: добрый справедливый поступок – приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение, наказание.
Рекомендуется проводить с детьми выполнение заданий в альбомах «Радуга настроений» типа «Отметь, что может вызвать у тебя это настроение», «Изобрази в кружочках причины настроения», «Найди причины настроения», «Зачеркни неправильное», «Что здесь не так». Для сравнивания двух противоположенных эмоций предлагаются детям игры типа «Закончи фразу», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т. д. Такие задания, игры позволяют с детьми делать выводы об общих и о частных причинах переживаний людей разных настроений.
Таким образом, развитие представлений об эмоциях важнейшее направление работы дошкольного образовательного учреждения.