Анастасия Мирошниченко
Трудолюбие как один из аспектов процесса воспитания личности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема трудолюбия в научной литературе рассматривается в аспекте трудового обучения и воспитания и широко раскрывается в трудах таких известных педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и многих других. Однако число работ, посвященных изучению трудолюбия как свойства личности, немногочисленно.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Единого определения понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической литературе не выработано. Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера (А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев и др., другие трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко и др.). Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др.). Психологи (К. С. Абилов, Е. П. Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. [3].
Как отмечает Г. С. Малунова, воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста состоит в активизации позиции самих дошкольников, расширении сферы совместной с взрослыми трудовой деятельности, в процессе которой осуществляется взаимоперсонализация.
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Оно предполагает потребность и привычку трудиться, заинтересованность в достижении полезного результата труда, является обязательной предпосылкой успехов в любой деятельности. Для его выработки необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитательной работы. [1].
Т. А. Маркова считает, что воспитания трудолюбия в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:
развитие интереса ребёнка к труду посредством моделирования ситуаций и развития желания оказывать помощь или учить кого-либо трудовому процессу;
осознание ребёнком смысла, общественной важности и результата труда;
участие в труде совместно с взрослыми;
осознание ребёнком своих обязанностей во время трудового процесса;
изготовление моделей трудового процесса, которые будут понятны ребёнку, станут опорой для него во время трудовой деятельности;
индивидуальная форма работы (ребёнок действует самостоятельно, получая результат, общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат, последовательно распределённый труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от каждого из партнёров темпа и качества их деятельности) .
планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда.
развитие интереса к будущей трудовой деятельности. [17].
В области воспитания трудолюбия велика роль и таких факторов, как трудовой коллектив и сам процесс труда. Коллективный труд детей создает между ними определенную зависимость. Как отмечал А. С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда - это не вопрос дружбы, любви, соседства, а вопрос ответственной зависимости. [6].
В процессе трудовой деятельности он рекомендует воспитывать у учащихся умение доводить до конца всякое начатое дело, рационально планировать свои силы и соизмерять их с реальными возможностями в труде, настойчиво и терпеливо выполнять любую работу, если она необходима обществу. Автор подчеркивает необходимость формирования и развития у детей таких качеств, как распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, деловитость.
Из специальных исследований, посвященных проблеме трудолюбия, особо следует отметить труды И. Ф. Свадковского. В них подчеркивается, что важнейшая задача воспитания - формирование характера, личности человека, который не мыслит своего существования без серьезного дела и находит счастье в творческом труде, что трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни. Оно формируется только в труде при наличии определенных предпосылок. [7].
Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.
Анализируя трудолюбие как сложный комплекс склонностей и свойств человеческой личности, И. Ф. Свадковский подчеркивает, что оно - венец, а не начальная стадия трудового развития, что это свойство личности, определяющее все поведение человека, с которым связаны и которым определяются многие его физические, умственные и моральные качества. [7].
П. И. Чернецов рассматривает трудолюбие как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. К ним относятся:
практический - умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые умения и навыки;
познавательный - наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию;
эмоциональный - чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение;
волевой - желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели,
оценочный (или морально-этический) - понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть ею красоту. [22].
Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что успех воспитания трудолюбия заключается в том, чтобы одухотворить труд, раскрыть его гражданское назначение. «Чувство гражданской значимости труда, - писал он, - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок». [11].
При воспитании трудолюбия важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:
получить от взрослых положительную оценку своих действий;
самоутвердиться;
вступить в общение со взрослыми;
принести пользу другим (общественный мотив).
Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.
Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детской образовательной организации. Её реализация способствует успешной подготовке детей к школе, адаптации к новому виду деятельности – учению, готовности к выполнению различных трудовых действий. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом к выполнению деятельности у них развиты такие качества личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и другие.
Анализ научно методической литературы показывает, что процесс воспитания трудолюбия включает в себя следующие компоненты:
Познавательный: сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослых и о профессиях, представления о последовательности трудовых действий и другие
Эмоционально-мотивационный: предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы, помощи и поддержки другим при выполнении разных видов труда.
Поведенческий: характеризует сформированность умения ребенка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами выполнения работы, используя для этого необходимые детские инструменты, адекватно оценивать результаты труда (самооценка) .
Личностный компонент : проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей. [23].
Общество заинтересовано в том, чтобы человек испытывал потребность в труде вследствие осознанной его общественной необходимости, чтобы основным стимулом трудолюбия являлись не только узколичные интересы и желания, а именно эта необходимость, востребованность, общественная польза. Следовательно, задача воспитателя - привить своим воспитанникам такие трудовые стимулы, которые побуждали бы их проявлять настойчивость, упорство в достижении намеченной цели, творческую инициативу всюду, где этого требуют интересы дела, даже тогда, когда к нему отсутствует влечение.
Известно, что труд вызывает напряжение и физических, и духовных сил. Трудолюбивый человек хорошо переносит это напряжение, воспринимая его как необходимое условие выполнения рабочего задания. При этом он проявляет выдержку, настойчивость, без которых невозможно решать возникающие в процессе труда задачи. И чем больше развиты у него эти качества, чем более совершенны и разнообразны его умения и навыки, тем больше открывается перед ним возможностей не только для возникновения, но и для укрепления положительных чувств в процессе труда.
Усматривая в трудолюбии одно из базисных, интегральных свойств человека, Л. Б. Касперская связывает его с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации. Именно в конце детства все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы. Именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное, работой с инструментами, то есть орудиями труда. [3].
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом к формированию трудолюбия как свойства личности по следующим причинам.
1. В этом возрасте происходит процесс формирования основных социально-нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.
2. Это один из благодатных возрастов для эффективного воспитательного воздействия, при этом воспитатель может наблюдать детей в различных видах деятельности, а значит, более объективно оценивать уровень личностного развития каждого, своевременно выявить и скорректировать деформацию личности.
3. Для данного возраста характерна значительная роль семьи в воспитании и развитии ребенка, в том числе в сфере трудовой деятельности.
4. В этот период происходит изменение социального статуса ребенка, вступающего в систему ответственных отношений.
Труд имеет особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка доброжелательности, отзывчивости.
Глубокие мысли о привитии трудолюбия подрастающему поколению содержатся в трудах А. С. Макаренко. [5].
Трудолюбие - нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка.
Таким образом, единого определения понятия трудолюбия в психолого-педагогической литературе не существует. Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции. Трудолюбие также можно определить как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. Сензитивным для воспитания трудолюбия является старший дошкольный возраст.