МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения «Развитие познавательных способностей через занимательную математику» для детей 5–6 лет

Светлана Мельник
Дидактические игры и упражнения «Развитие познавательных способностей через занимательную математику» для детей 5–6 лет
▼ Скачать

Основная задача в работе с детьми по математике: формирование первых

представлений о натуральном числе, его составе. На каждом занятии — решать

задачи, цель которых осознание состава числа. Сначала 2, затем 3, 4, 5 (в

средней группе); 6, затем 7, 8, 9, 10 (в старшей группе). Особое значение —

использование различных дидактических игр, упражнений и заданий, в

которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов.

Развитие геометрических представлений идет в связи с изучением чисел.

Публикация «Дидактические игры и упражнения „Развитие познавательных способностей через занимательную математику“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Квадраты, кружки, треугольники и прямоугольники служат счетным

материалом.

Дидактические игры и игровые упражнения:

1. Подготовка к изучению чисел:

«Найди пару», «Хватит ли?» (образование пар предметов по цвету, размеру,

форме, «Больше, меньше, столько же», «Помоги Винни-пуху».

2. Усвоение последовательности чисел от | до 5, от 5 до 10:

«Счет цепочкой» (в прямом, позже в обратном направлении); «Где мое

место?» (построение в ряд в соответствии с порядковым номером).

3. Закрепление знаний состава чисел от _2 до 5 (средняя ппа в конце

года, от 5 до 10:

«Заселяем дома».

4. Сравнение предметов:

«Каждой вещи своё место» (раскладывание игрушек в разные коробки по

указанному признаку: по цвету, размеру, форме, использование

математической тетради.

5. Уточнение временных представлений:

«Что сначала, что потом?», «Кто раньше, кто позже?», иллюстрации сказок

«Репка», «Теремок», «Колобок».

6. Геометрические фигуры. Работа с ними:

«Найди фигуру, выложи сам», «Подумай и скажи: кто это?» выложить все

геометрические фигуры, найти нужную, назвать, предложить карточки,

работать с ними

(Место оставлено, чтобы пополнять пропуски новыми играми в процессе

работы)

Основой развития познавательных способностей детей при обучении математике

является целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых выделяются

внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

Главным в работе считаю направленность на то, чтобы используя математический

материал, создать условия для развития и совершенствования всех познавательных

процессов.

Анализируя занятия, где использовались только традиционные методы работы,

пришло убеждение, что эффективность развития математических представлений возможна

при сочетании известного с новым, а именно: занимательной математики, развивающими

логико-математическими играми и упражнениями.

Работа показала, что для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы

не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить,

догадываться, умственно напрягаться. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит:

«Ум без догадки гроша не стоит».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр,

задач и развлечений. Роль занимаемого материала определяется с учетом возрастных

особенностей и возможностей детей.

В процессе выполнения небольших содержательно - логических заданий,

дидактических игр, нестандартных задач ребенок без всякого принуждения осваивает

сложные понятия и предметы окружающего мира. Он учится считать и думать, общаться и радоваться успеху. Эта работа позволяет следовать замечательному педагогическому

правилу: хочешь, чтобы дети чему-то страстно захотели научиться - обеспечь им первый

успех.

Учитывая ошибки первого года работы в этом направлении, анализируя свои занятия,

наблюдая работу коллег, я решила изменить формы и методы работы с детьми, чтобы с

большей отдачей использовать период дошкольного возраста в эстетическом воспитании в

целом.

Главное, что побудило меня работать над этим разделом - возможность совместного

творчества с детьми.

Главный результат работы - дети без всякого принуждения осваивают сложные

понятия и предметы окружающего мира. Занимаются математикой с удовольствием, не

боятся трудных вопросов. Они учатся в игре считать и думать, общаться и радоваться

успеху.

Дети активны, эмоциональны, смело ведут себя.

Цель моей работы: Развитие логического мышления и познавательных способностей

у детей; создание условий для развития и совершенствования всех познавательных

процессов.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Вести целенаправленное развитие основных познавательных процессов.

2. Активизировать умственную деятельность.

3. Развивать умственную активность, смекалку, конструктивные умения.

4. Формировать у них такие жизненно важные качества личности, как находчивость,

самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию - умственному,

физическому.

5. Создать условия для проявления творчества, выработки активной

ПОЗИЦИИ.

Для активизации мыслительной деятельности, при тщательном анализе занятий,

наблюдений за детьми, я использую разнообразные формы организации детей:

1. Индивидуальную работу провожу в течение всего дня, особенно с теми детьми,

которые затрудняются в решении проблемных задач (часто в утреннее и вечернее время,

когда детей мало и есть возможность каждому ребенку уделить больше внимания).

2. Работаю по подгруппам. В подгруппу входят дети с одинаковым уровнем развития

математических способностей. Если материал новый, сложный, работаю с подгруппой,

состоящей из 4-5 детей.

3. Огромная роль принадлежит самостоятельной деятельности детей с учетом их

желаний в выполнении той или иной работы. Работая над этой темой, я подбирала

разнообразный занимательный материал так, чтобы каждый из детей смог выбрать себе

задание, попробовать свои силы и сказать: " Эту задачу я решил сам ".

Пытаюсь создать такие условия, при которых дети проявляли бы самостоятельность в

выборе игрового материала, исходя из развивающихся потребностей, интересов.

В группе созданы такие условия, при которых дети проявляли бы самостоятельность в

выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся потребностей, интересов.

Занятия стараюсь организовать так, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя

превратился в активного участника.

Форма организации работы подвижна и меняется в зависимости от задач: небольшими

группами, ребенок - участник происходящего со свободным передвижением по группе. Это

способствует взаимообучению, взаимопроверке, взаимодействию детей.

Детям предоставляю возможность:

- объяснить способы действия товарища;

- задать вопросы;

- усомниться в правильности;

- найти верный ответ;

- помочь друг другу.

Возникает атмосфера сотрудничества.

Если дети справляются со всеми заданиями самостоятельно, подбираю более сложные

задания, которые заставляют мыс лить логически, способствуют развитию

воображения, памяти. На занятиях представляю им роль воспитателя, предлагаю

оценить верные И неверные ответы. Стараюсь правильно направить поисковую деятельность

детей.

Поошряю, поддерживаю познавательную активность ребенка, стараюсь

доброжелательно оценить, тактично проанализировать причины, приведшие к

ошибке. Это позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться

высказать свое мнение, одержать победу.

Обучение немыслимо без практической игровой деятельности: помогает занимательный

материал: сказки, головоломки, загадки, считалки; решение логических игр, задач и

упражнений, ребусов, лабиринтов, задач-шуток, задач в стихотворной форме.

Задания подбираю соответственно определенному уровню развития, чтобы каждый

ребенок смог попробовать свои силы и сказать: " Эту задачу я решил сам ".

Много работаю индивидуально.

- Если ребенок опережает в работе своих сверстников, подбираю усложненный

материал: логические таблицы, карточки с игровыми заданиями, головоломки, лабиринты.

- Если ребенок затрудняется, у него чаще других возникают проблемы, я подбираю

специальные карточки с заданиями, которые помогают ребенку, пускай не сразу, но все

же самому найти правильный ответ.

Это воспитывает уверенность в своих силах.

Пути реализации задач:

1. Использую все формы организации детей и различные методические указания.

2. Чтобы реализовать поставленные задачи, необходим теоретический и практический

материал.

Изучив соответствующую литературу, весь материал был распределен по темам и,

согласно этому, подобраны игры и занимательные упражнения по каждой теме.

3. Заранее продумываю расположение демонстрационного и раздаточного материала.

Это позволяет переходить от одной части занятия к другой, что определяет темы и

насыщенность занятия.

4. Широко использую дидактические игры, которые включаю непосредственно в

содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Также использую и

в конце занятия с целью воспроизведения, закрепление ранее изученного.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр

решает конкретную задачу совершенствования (количественных и пространственных)

представлений.

5. Также использую занимательные по форме и содержанию дидактические игровые

упражнения, которые отличаются необычностью постановки задачи (найти, догадаться,

неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя

(Буратино, Чебурашка). Назначение - упражнять детей с целью выработки и навыков и

умений.

6. Включаю в работу логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на

тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Пример:

"Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?" "Мельница" и др.

7. Огромная роль принадлежит математическим развлечениям, в процессе которых дети

закрепляют уже приобретенные умения и навыки. В таких развлечениях применяю

различные виды занимательного материала: загадки, пословицы, поговорки, считалки,

логические упражнения, головоломки, ребусы.

Очень нравятся детям путешествия в страну "Математика" после изучения каждой

темы.

В результате моей работы удалось:

- добиться заинтересованности детей: работают с желанием, чувствуют себя

уверенно, верят в свои силы и возможности, действуют свободно и самостоятельно,

- То, что дети без всякого принуждения осваивают общественный опыт социальной

действительности: традиции, нормы морали,

- то, что дети стали раскованны, учатся в игре думать, общаться, радоваться, они

активны.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения «Развитие познавательных способностей через занимательную математику» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 28 марта 2020 в 16:27
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения «Развитие познавательных способностей через занимательную математику» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мельник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД