ирина дрозденко
Развитие познавательных способностей через развивающие игры у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей и, как следствие, познавательных интересов дошкольников – это один из актуальных вопросов воспитания и развития ребенка дошкольника. Успех его развития в целом зависит от того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности. Интересующемуся ребенку, которому хочется узнавать что-то новое и у которого это получается, постоянно будет желать узнавать что-то новое – что, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Публикация «Развитие познавательных способностей через развивающие игры у старших дошкольников» размещена в разделах
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. С древности игра использовалась как средство обучения детей. Игра - специфически детский получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений.
В «Декларации прав ребенка» один из принципов звучит так «Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием» [Декларация прав ребенка].
Пункт 2.6 ФГОС ДО указывает, что «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания и т. д.» [ФГОС ДО].
В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка – дошкольника.
Одно из направлений изучения познавательной деятельности детей является изучение и проявление ее в игровой деятельности. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: сюжетно-ролевыми, игры с правилами, словесными и дидактическими, строительные, но именно развивающие игры являются средством формирования познавательный деятельности, в которой ребенок познает мир, а также получает новые знания, закрепляет их.
Ценны развивающие игры тем, что они создаются в обучающих целях. С помощью них можно добиться знаний более прочных и осознанных, умений и навыков.
Ребёнок, который играет в интересную игру, не замечает того, что учиться, не смотря на то, что постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Современные исследования педагогов и психологов, направлены на изучение различных направлений развития детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений является познавательное развитие детей.
Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
В своих трудах отечественные педагоги дали характеристику особенностям познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется наглядно - образное мышление. У детей в старшем дошкольном возрасте преобладает образная память. В процессе освоения речи развивается словесная память. Память в этом возрасте приобретает элементы произвольности. Восприятие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность. У детей 6-7 лет развивается произвольное внимание.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. В свою очередь, методологическо - теоретические основы развивающей игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования развивающей игры как средства познавательного развития работали Эльконин Д. Б, Богуславская З. М., Никитин Б. П. и др.