Надежда Урёкина
Развитие познавательных интересов у детей 2-й младшей группы. Сообщение на родительском собрании.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, рада Вас видеть на родительском собрании! Сегодня мы поговорим о важности развития у детей познавательных интересов.
ФГОС (Федералный Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу с 1 января 2014 г., считает формирование познавательных интересов ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Темочки:
Дошкольное детство – это самый ответственный этап в жизни ребёнка, когда закладываются основы личности, когда ребёнок начинает осознавать себя в этом мире, когда он учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения – вызывает у него интерес. Он любит исследовать глину и песок, познавая их свойства; плещется в воде, открывая ее тайны; отправляет в плавание кораблики, ловит ветерок, пробует делать пену.
Дети способны найти ответы на трудные вопросы: Как растет лук? Почему травка не мерзнет под снегом? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? и т. д.
В процессе такого исследования развивается любознательность и познавательная активность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим; быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его; радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Экспериментирование - это особый вид деятельности детей. Ребёнок становится ученым, первооткрывателем; получает особую радость, даже восторг, от сделанного им открытия! А значит ребёнок и дальше будет стремиться познавать мир.
Дополнительная информация: ученые выяснили,что
-дети в возрасте от 0 до 3 лет — усваивают 50% всей жизненной информации.
В этом возрасте дети чувствуют иначе, чем все остальные — у них существует генетическая память.
от 3 до 7 лет — 25% всей информации;
от7 лет и до конца жизни — оставшиеся 25%.
На сегодняшний день изменились требования к детям, поступающим в первый класс. От государства поступил заказ на воспитание школьника, способного ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Иначе говоря, нам с вами, уважаемые родители, предстоит воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Содержание и методы обучения детей в нашем детском саду направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому Программа, по которой мы работаем (Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)., советует нам отдавать приоритет практическим методам обучения: экспериментам, опытам, проектам.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
формирование у детей способности видеть многообразие мира ;
развитие собственного познавательного опыта ;
развитие поисково-познавательной деятельности детей ;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
• Идет обогащение памяти ребенка.
• Развивается речь.
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.
Формируются трудовые навыки.
Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В течение дня у нас могут возникать:
Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в группе или на участке. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства.
Эксперименты, как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя несложное наблюдение, опыт или эксперимент.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной с воспитателем деятельности.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное
- они всё проделывают сами. Тем самым у детей развивалась любознательность,
наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли деревянный кубик? Почему вода утекла из ладошки? Почему нельзя есть снег? Что станет с водичкой на морозе? и др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.
Мы проводили такие опыты, как:
• «Лепим куличики», где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
• "С кем подружится Капелька"- знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
• «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.
«Утонет или нет?» Знакомство с изделиями из дерева.
«Во что превращается снег в комнате». Знакомим со свойствами воды.
• «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. .
В этом возрасте мы учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную активность детей.
Например, в опыте по ознакомлению с прозрачностью воды. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, чтобы спрятать колечко. В процессе работы обсуждаем свои действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы:
Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.
Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребёнок познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Особое значение имеют исследования, которые выполняет ребёнок вместе с Вами, дорогие родители! При этом Вы поддержите его познавательную активность, а с другой — включитесь в совместное дело, придав значимость его инициативе!
Экспериментируйте дома, развивайте любознательность своих детей!