Александра Хохлова
Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром занимает не малое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только на занятиях, но и в режимных моментах, трудовой деятельности детей и в игре : (умывание, одевание на прогулку или после сна, когда кушают и многое другое).
В трудовой деятельности: готовимся к занятиям, дежурство, мытье комнатных растений, игрушек, труд в природе и многое другое.
Публикация «Сообщение на родительском собрании „Развитие речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
В игре дети свободно общаются, значительно развивается их речь - какая? - диалогическая (дети свободно общаются, рассказывают друг другу сказки, помогают достичь результат игр).
В задачи развития речи входит : формирование словаря, грамматической речи, развитие связной речи, звуковой культурной речи, ознакомление с художественной литературой.
Словарная работа - это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; в процессе нее происходит количественное накопление ребенком новых слов, освоение их содержимого и активное использование в речи (какие пришли, как говорили и какие стали- рассказать).
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний ребенка о предметах. Его пассивный словарь (с которым он пришел) переходит в активный словарь, обогащающегося за счет новых слов, которые ребенок приобрел в данный период-название частей и деталей, их качеств и свойств.
В этом возрасте дети учатся группировать знакомые предметы: обувь, одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы.
(Рассказать об играх, которые есть и словесные игры, которые используются в свободное время).
Дети пяти лет знакомятся с некоторыми явлениями общественной жизни, с трудом людей различных профессий, с характерными для них трудовыми действиями и орудиями труда.
(Рассказать, как учим детей называть работу родителей - называть профессию, какие орудия труда они используют и для чего они нужны).
Пример: общественные здания поселка - почта, школа, магазин, клуб, ФОК. Что делают на почте? в школе? в магазине? клубе? Назвать профессии.
В данном случае дети обогащают словарный запас за счет названий трудовых действий и названия профессий.
Овладевая новыми словами языка, ребенок усваивает и его грамматический строй. Дети пяти лет должны выражать свои мысли законченными предложениям, смысл которых понятен окружающим.
Вы заметили, когда учим стихотворение, дети или заменяют слова другими, не умеют использовать предлоги в своей речи.
Пример: Дети катались на карусели. Девочка говорит «У меня голова закруживается». Он не поет - а поит; я видела много ежов, они бежут; много лисят-лисов, медвежов; много вилков, ложков.
Это дается очень трудно - использование глаголов, существительных множественного числа. Эта работа продолжается в течение многих лет.
В средней группе появляется новая задача развития связной речи - обучение рассказыванию. Рассказать об игрушке, одежде, а также пересказывать короткие, хорошо известные сказки.
Например, когда пришли, как говорили - однословно, отвечали «да» и «нет», говорили тихо, непонятно, за исключением некоторых детей.
Сейчас дети стали лучше пересказывать сказки, самостоятельно могут их рассказать или с помощью воспитателя. Также хорошо отвечают на дополнительные вопросы по сказке, составляют небольшие рассказы из 2-3-х предложений, но в основном эта работа трудно дается нам и поэтому используем много дидактических игр, которые используются и на занятиях, и в свободное время.
В группе имеется книжный уголок (оформить выставку).
Звуковая культурная речь – детей 4-5 лет отличается некоторыми особенностями. Дети замечают недостатки неправильного произношения у сверстника, стараясь его исправить, а свои ошибки не замечают.
Пример из группы: У многих детей плохое звукопроизношение шипящих и сонорных звуков.
У некоторых детей пропадают окончания в словах: Никита Б., Илья Д., Влад Д., Дамер, Паша.
Чистая речь - Тая, Максим К., Настя Л., Даша К., Кристина, Дима М.
Многие дети отвечают на вопросы воспитателя тихо, практически не слышно - Лера, Матвей, Артем, Ксюша – необходимо развивать силу голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова (стихи, рассказы. Как? Рассказать). На улице, в раздевалке дети разговаривают громко, а на заданный вопрос – тихо, шепотом).
У детей 4-5 лет проявляется интерес и любовь к художественной литературе. Многие дети рассматривают иллюстрации, разные картинки детских книг.
Даша, Настя, Дима, Тая, Максим Б. - постоянно работают в уголке книги. Они рассматривают и стараются что-то рассказать детям, хотя и не умеют читать.
Дети нашей группы стараются заучить потешки, чистоговорки, пальчиковые игры, физкульт. минутки, хотя идет такая нагрузка, так как они потеряли целый год, находясь в младшей группе до 4-х лет.
В системе общественного домашнего воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение.
Обучение на занятиях позволяет детям освоить наиболее сложный материал, обеспечивает формирование необходимых речевых умений и навыков.
Занятия проходят в игровой форме, всегда присутствует наглядный материал - игрушки, картинки иллюстрации, разные предметы; используем всегда сюрпризные моменты, то есть какой-то персонаж приходит на занятия.
Однако для детей данного возраста характерна неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию. Поэтому требуются многократные повторения проведения занятий с некоторыми изменениями. Проводим большую работу по индивидуальному обучению детей, закрепляем пройденный материал, вне занятий; утром или вторая половина дня.
В нашей группе приобрели много игр по развитию речи, которые используем и на занятиях, и в повседневной жизни.
На занятиях по развитию речи ребенку приходится говорить самому, слушать пояснения воспитателя и ответы товарищей, но у 4-х летних детей умения рассказывать, высказываться и слушать сверстников только лишь формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Однако если в этих моментах взрослый не будет влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено.
При осуществлении руководства развития речи детей на занятиях и в течение всего дня, воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами.