Ирина Булгакова
Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте
Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте
Для достижения основных целей в развитии ребенка-дошкольника педагоги образовательных учреждений уделяют большое внимание познавательной активности детей.
Важным условием является создание такой «атмосферы» вокруг ребенка, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать социально активным. Для развития ребенка в данном направлении также применяют различные средства. Средство – это прием, способ действия для достижения определенного результата.
Публикация «Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Средства развития познавательной активности подразделяют на две группы: деятельность ребенка и продукт духовной и материальной культуры. Для эффективного процесса познания окружающего мира важным условием является личный опыт ребенка, начиная с раннего возраста. В последующем развитии перед ребенком открываются уже другие пути познавательной деятельности.
Для умственного развития дошкольников существует много видов деятельности с различным содержанием, что позволяет намного обширнее развивать детское мышление. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Освоение дошкольниками различных знаний, мыслительных операций, умственных действий достигаются в результате грамотно организованной среды взрослым, а также посредством дидактических и подвижных игр. Детское богатое по природе воображение позволяет им отображать окружающий мир и знания в творческих играх. В ходе игровой деятельности эти знания приобретают новый уровень, происходит обобщение, преобразование и воспроизведение их в речи детей.
Условия развития умственных способностей с каждым годом всё активнее совершенствуются, существуют различные формы для эффективного развития познавательной активности и познавательного интереса дошкольников. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно - досуговая деятельность, самообразование ребёнка).
В настоящее время в каждом ДОУ существуют так называемая предметно-развивающая среда, для детей дошкольного возраста это очень важный источник наблюдений, а содержимое данной среды обсуждается и обобщается с детьми в течение всего учебного года (и в тоже время “сокровищницы”- это личная собственность ребёнка, приятное ощущение тайны для него). Беседы с дошкольниками о том или ином предмете из “сокровищнице”, дают возможность для загадывания загадок, а также для рассказывания сказок. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Познавательные сказки дают богатое эмоциональное сближение с природой.
Наделяя сказочных персонажей, предметы, объекты природы несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.) мы открываем перед детьми интересную познавательную информацию. В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию.
Сказочные персонажи завлекают детей в «мир» интересной и занимательной деятельности.
Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы, создавая условия детям для познавательной деятельности, они получали ясные и чёткие знания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии.
Вся деятельность ребенка (игры, рисунки, рассказы и пр.) является отражением его познавательной активности. А заинтересованность взрослых в оптимизации развития такой деятельности ребенка является залогом получения ожидаемого результата. Жажда знаний детей получает удовлетворение в процессе активного стремления к знаниям отражающихся в любознательности и познавательной активности.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я. А. Коменский.
Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал занятие как «универсальное искусство обучения всех всему», четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на занятиях. В педагогическом труде «Материнская школа» говорится о том, что планомерное воспитание и обучение берет свое начало в дошкольном возрасте, там же Я. А. Коменский изложил содержание обучения детей дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский психологически обосновал и развил принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К. Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
А. П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.
К первому уровню она отнесла элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения. При этом А. П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.
Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения детей, развитию у них познавательной активности.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.
В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [1, с. 126].
Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
Обучение на занятиях, независимо от формы его организации, отличается, прежде всего, программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Чтобы организовать и провести занятие в практике широко применяют такие формы как: НОД - беседа, НОД - наблюдение, эти формы рекомендуют применять у старших дошкольников.
В современных ДОУ очень актуальны сказкотерапевтические занятия. В данной форме есть возможность безопасно взаимодействовать с ребенком, а также, учитывая особенности детей дошкольного возраста, у учащихся в ходе сказкотерапии развиваются нравственные ценности, корректируется нежелательное поведение, формируются компетенции, которые способствуют конструктивной социализации, и в конечном итоге, у детей развивается познавательная активность.
Из всего выше перечисленного мы сделали следующие выводы:
1) Познавательная активность это черта личности, которая проявляется в самостоятельности и интересе к окружающему миру, направленная на усвоение социального опыта.
Развитие познавательной активности проявляется в процессе мышления и восприятия и определяется качественными изменениями и показателями: энергетический (ребенок заинтересован в деятельности, проявляет настойчивость в познании); содержательный (результаты деятельности в процессе обучения, постановка культурных аспектов в ситуации).
2) Развитие познавательной активности у дошкольников проявляется в вопросах, раздумьях, сравнении и характеризуется целенаправленностью познания в отдельной сфере. В ходе экспериментирования важным условием проявления детской заинтересованности к той или иной теме, являются противоречия, которые закрепляются предыдущим опытом и желанием познавать "новое".
Важным средством развития познавательной активности дошкольников являются занятия с использованием игровых технологий. Также, эффективно использовать все возможное и соответствующее возрасту оборудование, чтобы ребенок чувствовал себя субъектом собственной деятельности. Различный занимательный материал, необычные игрушки, всё неожиданное развлекает детей, вызывая живой интерес и чувство удивления, который позволяет активное освоение разнообразного учебного материала.
Игра, помогает детям увлечься заданной проблемой и они незаметно для себя становятся субъектами по познавательному поиску для решения познавательных задач.
Таким образом, мы сделали выводы, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели, предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Из этого вытекает следующее, что для наиболее углубленного развития познавательной активности является деятельность с содержанием познавательной задачи.
Познавательная активность у дошкольников пребывает на уровне становления, а потом становится основой для развития познания в предстоящей жизнедеятельности.
Во время занятий познавательная активность проявляется со всей полнотой её природы, особенно если занятие было грамотно и тщательно организованно педагогами данного учреждения.
К концу дошкольного возраста дети, забирая в себе весь багаж полученных знаний, умений и навыков становятся субъектами с готовыми предпосылками к дальнейшему познанию окружающей действительности.
Список литературы:
1. Грачева 3. А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. - С. 18-22.
2. Грачева 3. А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. - №2. - С. 24-28.
3. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. 2012
4. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.
5. Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии – 2009 № 1 с. 50-52.