Мария Осокина
Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисковой деятельности. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисковой деятельности.
Цель:
Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами поисковой деятельности, Самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
• Разработать методическую разработку «Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность»;
• Разработать и апробировать систему педагогических условий, направленных на развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность;
• Осуществить подбор диагностических методик, позволяющих судить об уровне познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
• Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов.
• Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности
Актуальность:
Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.
Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н. Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. В связи с этим
Возникает необходимость разработки и апробации системы педагогических условий, направленных на развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
предполагаемый результат:
Этапы самообразования :
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1. Изучение методической литературы
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования
дата название автор источник
(сайт; издательство,
год издания) результат
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ «Сфера», 2005 Смотреть тетрадь по самообразованию
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. М. : ТЦ «Сфера», 2004 Смотреть тетрадь по самообразованию
Сборник «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ» С. - Петербург, ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2013 Смотреть тетрадь по самообразованию
Вахрушева Л. Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». М., ТЦ «Сфера», 2012 Смотреть тетрадь по самообразованию
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада
дата тема форма участия
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Буклет
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов» Мастер-класс
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Познавательный ребенок» Анкетирование
Большой – маленький»
«Времена года» Дидактические игры
«Что лишнее?»
«Хорошо-плохо» Словесные игры
«Кто где живет» Рассматривание картинок
«Что такое «знание» и «познать»?» Беседа с детьми
«Какие разные деревья» Рисование
«Паровоз» Аппликация
«Заюшкина избушка»
«Утка с утятами» Чтение сказок
«Березка»
«На лугу» Разучивание стихотворений
«Солнышко лучистое»
Прослушивание музыки
«Зайчики» Подвижные игры
«Чудо-дерево» Сюжетно-ролевые игры
«Мосты» Конструирование
«Что растет на грядке» Настольно-печатные игры
«Развитие познавательной деятельности» Беседа с детьми
«Волшебное сито»
«Цветной песок» Проведение опытов с песком
«Фонтанчики»
«Тонет - не тонет» Проведение опытов с водой
«Приставучки» Проведение опытов с магнитом
«Цветик-семицветик» Наблюдение за комнатными растениями
«Поиграем узнавая» Картотека опытов
4. Представление опыта работы по теме.
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
• Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
• Выступление на педсовете
• Консультация
• Семинар-практикум
• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
• Выставки детского творчества
«Удивительный мир» Выставка детских рисунков
«Формирование познавательной активности у старших дошкольников» Изготовление папки-передвижки
«Познавательное развитие детей» Консультация для родителей