Светлана Морозова
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам опыт своей работы по теме:
(Слайд 1)
Развитие познавательной активности старших дошкольников через дидактические игры
(слайд 2)
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, сообразительными – короче говоря, умными. Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо освоить большой поток информации. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное.
(слайд 3)
Цель: проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности старших дошкольников.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Именно поэтому игра как ведущая деятельность является средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
(слайд 4)
Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог развивает познавательную активность. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
(слайд 5)
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду для развития познавательной активности.
2. Создать картотеку дидактических игр.
3. Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
(слайд 6)
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы работы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогические наблюдения, беседы.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
(слайд 7)
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:
• Создание обогащённой предметно - развивающей среды для начала развития интереса;
• Включение занимательности в содержание НОД;
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Пик познавательной активности складывается к пяти-шести годам.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.
Все это и обусловило актуальность темы.
(слайд 8)
При изучении психолого-педагогической литературы выявила противоречие между необходимостью развития познавательной активности старших дошкольников и минимальным использованием дидактической игры. Это позволило обозначить проблему: использование дидактической игры в процессе развития познавательной активности и сформулировать тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников через дидактическую игру».
(слайд 9)
Работу по данной теме начала с организации предметно - развивающей среды. Под предметно - развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
(слайд 10)
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.
(слайд 11 – план)
При планировании деятельности использую план-схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться в течение всего учебного года).
Во время планирования предусматриваю следующие пункты:
• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;
• учитывание временных рамок.
(слайд 12)
Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.
Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.
(слайд 13)
Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы - режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Варианты заданий:
Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
(слайд 14)
• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг
• спросить у ребят, сколько у них варежек; выяснив, что у каждого по 2 варежки, подвести итог: «А когда мы их все кладем сушиться, их получается много», установить соответствие между количеством рукавов и рук, штанин и ног и т. п. ;
• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);
II. После сна:
(слайд 16)
• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;
• убирая массажные коврики, определить количество, цвет;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);
III. Прием пищи:
(слайд 17)
• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;
• при разливании супа обращать внимание детей на то, когда тарелки у них пустые, а когда – полные;
• напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. п.
Прогулка:
(слайд 18)
• выкопать в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка;
• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);
(слайд 19)
• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;
• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;
• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;
• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;
(слайд 20)
• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;
• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.
(слайд 21)
Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
В связи с этим, провожу разного рода работу с родителями, а также выступаю на родительских собраниях.
(слайд 22)
Тематика родительских собраний:
1. «Давайте поиграем!»
2. «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»
3. «Лепим куличики, пускаем кораблики»
4. «НЕ надо ставить условий»
5. «Я познаю окружающий мир»
6. «Поразмыслим на досуге»
7. «Домашние задание для родителей»
8. «Здоровье сберегающие технологии в играх детей».
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
(слайд 23)
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкой познавательной активности.
(слайд 24)
В процессе работы у детей сформировались интегративные качества: стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.
(слайд 25)
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
(слайд 26)