Безрукова Марина
Развитие познавательной активности посредством головоломок из геометрических фигур и мозаики
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель Безрукова М. А.
Дошкольный возраст – это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошкольном возрасте, будет иметь влияние на умственные способности ребенка на протяжении всей жизни. От того, насколько дошкольник будет развит интеллектуально, зависит не только его дальнейшее обучение в школе, но также и успех в жизни. Интеллект дошкольника уже развит до определенной степени, но именно старший дошкольный возраст нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях. Дошкольный возраст – это идеальное время для открытия способностей ребенка и максимального развития интеллектуально-творческих способностей.
Публикация «Развитие познавательной активности посредством головоломок из геометрических фигур и мозаики» размещена в разделах
Основным видом деятельности дошкольника является игра.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре….». В игре происходит развитие познавательной сферы, физическое развитие, развитие образного мышления и воображения, развитие речи и коммуникативных навыков, развитие мотивационной сферы, развитие нравственных качеств, развитие и коррекция эмоциональной сферы. Игра – это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.
Начиная развивать ребенка посредствам игр, хотелось бы, чтобы ребёнок не просто играл, а научился размышлять, находить нестандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры –головоломки, такие как: «Колумбово яйцо», «Развивающую головоломку» др. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», старалась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.
Все игры - головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Организацию работы по развитию познавательной активности детей посредством игр-головоломок мы осуществляли как в первой, так и во второй половине дня. В первой половине дня чаще всего мы использовали утреннее время, когда дети только приходят в детский сад и игры-головоломки мы организовывали индивидуально или в небольших группах детей. Во второй половине дня мы также использовали свободное время для организации игр-головоломок. Охарактеризуем методику проведения работы.
Прежде всего, в процессе организации работы с играми-головоломками, мы учитывали основные этапы, по которым осуществляется работа.
Вначале мы знакомили детей с игрой, ее названием, показывали составляющие ее элементы и предлагали детям самые простые задания на составление какой-либо фигуры из представленных элементов.
Так с чего же начать?
Этап 1:
Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники (карточки зелёного цвета)
Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т. Д
Этап 2:
Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях можно использовать 7-10 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур. (карточки оранжевого цвета)
Этап 3:
Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет. (карточки красного цвета)
Этап 4:
Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.
Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.
В чем польза мозаики?
Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.
Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».
Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).
Мозаика как вид художественного творчества развивается и в наши дни, а картины из мелких частей поражают воображение своей неповторимой эстетикой.
Поддержанию интереса детей к игре способствовало использование творческих заданий, наличие проблемных ситуаций, когда, например, предлагали детям помочь выполнить какую-то фигуру, которая не получается. Дети активно включались в совместную деятельность, у них проявлялся более устойчивый познавательный интерес в этих ситуациях.
Усложнение задачи использовала как один из приемов стимулирования познавательной активности. Например, брала схему, и часть схематичного изображения скрывала для того, чтобы дети могли, догадавшись, какой это образ, самостоятельно достроить его, подбирая разные фигуры.
Такие задания вызывали повышение познавательной активности. Это было видно по детям, по их вовлеченности в познавательную деятельность, по тому, как они предпринимали попытки найти способы выполнения заданий и радовались успешному нахождению разных способов выполнения данного задания. Проводя такую работу, было отмечено, что использование игр-головоломок вызывает у детей не только положительные эмоции, но и устойчивый интерес. Эти игры представляют широкое поле для творческого воображения, фантазии и проявления инициативности.