татьяна соловьева
Развитие познавательной активности дошкольников средствами математических досугов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование активной личности дошкольника, стремящегося к познанию мира, себя в окружающей действительности является приоритетной задачей системы дошкольного образования в Российской Федерации. Активность является непреложной предпосылкой развития интеллектуальных качеств ребенка, его самостоятельности и инициативности. В соответствии с вышесказанным в современныеобразовательные программы детского сада для изучения включены конкретные сведения о различных свойствах и отношениях предметов и явлений, что способствует формированию у детей целостной системы представлений об окружающей действительности.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников средствами математических досугов» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проблема развития познавательной активности достаточно серьезно представлена в работах исследователей. Проблема выбора содержания образования освещена в аспекте нашего исследования в работах В. Н. Аксюченко, А. П. Архипова, Д. П. Барама. В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова. Ученые рассматривали возможность развития познавательной активности у учащихся сквозь призму формирования общеучебных умственных действий. Многие исследователи в своих работах обращали внимание на роль педагога и его личностных характеристик, среди них А. А. Андреев, Т. Н. Разуваева, Ю. И. Щербаков, Ю. Н. Кулюткин, Л. П. Хитяева, Е. А. Сорокоумова, Л. К. Гребёнкина.
Большинство исследований посвященных обозначенной проблеме касаются детей более старшего возраста, в рамках нашего исследования важно определить понятие «познавательная активность» применительно к детям дошкольного возраста.
В психолого-педагогических исследованиях указанное понятие рассматривается с разных точек зрения: «личностное образование» (Г. И. Щукина, «преодоление ребенком противоречий» (В. С. Ильин, «состояние деятельности ребенка по отношению к окружающему» (Т. И. Шамова, «стремление человека к познанию» (Т. И. Зубкова).
Таким образом, все исследователи приходят к тому, что познавательная активность это, прежде всего, изменения качеств личности, которые происходят у человека в связи со стремлением понять окружающую действительность.
Следует сказать, что изменения у ребенка происходят только в том случае, если обнаруживается противоречие «между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения». Однако, для того чтобы у ребенка возникли противоречия, деятельностьдолжна получить определенный интеллектуально-эмоциональный отклик и желательно, чтобы эмоции были положительны. Поскольку, именно положительные эмоции являются мощным стимулом любой деятельности.
Таким образом, в рамках нашего исследования, мы определяем познавательную активность ребенка как личностное качество ребенка, характеризующееся наличием у последнего мотивов побуждающих к получению знаний, стремлением овладеть способами действий и достичь конкретной цели.
Определяя понятие «познавательная активность» применительно к дошкольному возрасту, необходимо акцентировать внимание на работах исследователей применительно к понятию «активность». В нашем случае, важно исследование Н. Н. Поддъякова, который обращает внимание на то, что активность ребенка может быть инициирована как самим ребенком, так и взрослым, с которым ребенок находится в тесном взаимодействии. Ребенок в своей инициативе самодостаточен: он самостоятельно ставит перед собой цели и намечает пути их достижения, определяет наиболее оптимальные для себя условия выполнения действий. Именно на подобной самостоятельности и инициативности, по мнению психологов, основывается детское творчество.
Инициатива взрослого, побуждающего ребенка к деятельности, не всегда воспринимается детьми как обязательная к действию. Становится очевидным, что взаимодействие ребенка и взрослого, как субъектнообъектные отношения должно быть психологически комфортным для обеих сторон. Следовательно, инициатива взрослого должна быть тщательно продумана, должным образом организована. Именно взрослый должен продемонстрировать возникающие противоречия, направить ребенка по пути достижения цели деятельности, но при этом оставаться лишь наставником, а не активным участником. Только в этом случае будет, на на взгляд, формироваться новое личностное качество ребенка.
Таким образом, инициатива взрослого, побуждающего ребенка к деятельности, должна представлять собой целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность, поскольку результаты ребенка изначально запланированы взрослым.
Как правило, два вида активности тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в рамках нашего исследования важно определить педагогические условия, при которых процесс развития познавательной активности у ребенка протекал бы наиболее эффективно.
Психологами экспериментально доказано, что познавательная активность не является врожденным свойством психики, она формируется на протяжении сознательной жизни и отражает взаимодействие психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным в создании условий для развития познавательной активности. Т. И. Шамовой определены проявления познавательной активности.
Первый уровень – воспроизводящая активность. Этот уровень характеризуется стремлением ребенка познать, запомнить, выполнить, но по предлагаемому образцу. Очевидно, что познавательная активность этого уровня отличается неустойчивостью внимания, проявления волевых качеств.
Второй уровень – интерпретирующая активность, ребенок стремиться применить способы знаний, но уже в новых для него условиях.
Третий уровень – творческая активность. Ребенок становится настойчивым в достижении цели, проявляет устойчивые волевые качества и познавательные интересы.
Таким образом, основу познавательной активности дошкольников составляет потребность ребенка познать законы взаимосвязи и функционирования свойств предметов, явлений и процессов.
Обратимся к нормативно-правовым документам, регламентирующих деятельность в сфере дошкольного образования, согласно которым в детском саду обеспечиваются все условия для развития познавательной активности дошкольников.
Так, во ФГОС ДО формирование стремления ребенка к познанию, предпосылок к учебной деятельности в различных видах деятельности является ведущим принципом дошкольного образования. И далее в требованиях к реализации образовательной программы по областям обращают наше внимание на обязательность поддержки детской инициативы, предоставление возможности выбора, создание комфортной эмоциональной обстановки на основе взаимодействия. ФГОС ДО также определяет целевые ориентиры дошкольного возраста, среди которых овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; начальные умения принимать самостоятельные решения, опираясь на собственные знания.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка в ФГОС ДО определяется как целевой ориентир дошкольного возраста.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы определили следующие условия ее развития.
1. Развитие интереса и любознательности. Основу развития
познавательной активности дошкольника составляют любознательность и интерес. Именно эти два фактора побуждают детей к исследованию «непонятного», неизведанного. Основная задача педагога поддержать интерес в ребенке, через доверительный диалог, стараться ответить на каждый вопрос ребенка, тем самым привить потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.
2. Обеспечение активности ребенка. Активность ребенка в детском саду в большей степени инициирована взрослым. Следовательно, необходимо,чтобы инициатива взрослого представляла собой целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность и обеспечивала самостоятельность выполняемого ребенком задания. Самостоятельность является одним из факторов развития познавательной активности. Важно только направить, порой незаметно для ребенка, в выборе способа действий. Ребенок должен осознавать, что решение принято им самим без чьей-то помощи.
3. Развитие наблюдательности. Наблюдательность основа восприятия, следовательно, и основа познания. Необходимо привлекать внимание ребенка к предмету, явлениям. Важно наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска.
4. Интерес к предмету. Стимулирование интереса к предмету достигается за счет выбора оптимальных приемов и методов работы. Наиболее эффективными будут считаться, на наш взгляд, проблемные методы, частично-поисковые, исследовательские методы. В рамках познавательного развития использовать такие виды деятельности, как моделирование, проектирование, экспериментирование и т. п.
5. Создание предметно-развивающей среды. Образовательное пространство должно быть трансформируемое и обеспечивать привлечение внимание ребенка. Периодически следует обновлять содержание предметноразвивающей среды, привносить необычное, контрастное, привносить противоречие с имеющимся опытом детей.
Выделенные педагогические условия развития познавательной активности наиболее эффективно могут быть реализованы в процессе организации досуговой деятельности с детьми. Согласно требованиям к организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста, отраженными в современных примерных образовательных программах дошкольного образования организация данного вида деятельности является обязательным. Досуги позволяют детям в процессе различных игровых ситуаций не только удовлетворить свою потребность в игре, но и поупражняться в решении познавательных задач, применении полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях. Одним из способов интеллектуального развития детей и их познавательной активности являются математические досуги. Досуговая деятельность математического характера может быть организована во второй половине дня как с подгруппой детей, так и со всей группой. Педагогами часто используются материалы занимательной математики, упражнения и задачи логического характера (числовые и геометрические головоломки; головоломки с палочками; задачи-шутки, задачи на смекалку; игры не преобразование и трансфигурацию и пр.). Применение подобного рода упражнений в досуговой деятельности позволяет детям усвоить различные свойства отношения предметов окружающего мира.
Приведем пример досугового мероприятия математического характера для детей подготовительной к школе группы.
Тема «Приключения в стране сказок».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Закрепление счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, название смежных чисел, состав чисел 3, 4, 5 из двух меньших. Упражнять в решении головоломок с палочками; составлении предметов из геометрических фигур. Развивать внимание, конструктивное мышление, умение делать выводы. Воспитывать интерес к подобного рода играм, интерес к решению задач логического характера. План хода: Игровой момент «В сказочной стране Кощей бессмертный спрятал положительных героев. Из-за этого история некоторых сказок поменялась. Необходимо выручить главных героев, чтобы у сказок вновь появилось хорошее окончание» (здесь педагог может привести один-два примера из знакомых детям сказок).
Игра 1. «Пройди, не упади». Детям предлагается построить мост через огненную реку, вставив пропущенные числа в числовом ряду в нужном порядке и правильно их назвать (задание можно усложнить, если некоторые цифры будут написаны лишь на половину. Детям надо будет правильно дорисовать цифру и положить ее на нужное место). Дети строят два моста. Первый позволит им пройти вперед для выполнения второго задания, второй мост позволит детям вернуть сказочного героя обратно в сказку.
Игра носит коллективный характер. Детям предлагается распределить между собой игровые действия и выполнять их согласно правилам игры. Воспитатель обращает внимание на взаимодействие детей, выбор участников, проявление интереса к заданию и активность детей при его выполнении.
Игра 2. «С кочки на кочку». Детям предлагается пройти болото по кочкам. Каждая кочка «заколдована». Чтобы ее расколдовать необходимо решить примеры. Дети решают примеры, на каждую кочку кладут «след» ответ с цифрой.
Танцевальная физкультминутка «У друзей нет выходных».
Игра 3. «На тень ты посмотри и героя собери». Каждому ребенку предлагается набор геометрических фигур из головоломки «Танграм» и силуэт одного из сказочных героев (силуэты могут повторяться). Это могут быть силуэты девочки (Аленушка, мальчика (Иван-царевич, лисы (по сказке «Теремок», лебедя (царевна - лебедь) и др. Когда все фигуры соберутся («расколдуются», педагог показывает детям цветные картинки с героями и предлагает отправить каждого к друзьям или любимому месту. Для этого понадобятся счетные палочки.
Танцевальная физкультминутка с ускорением.
Игра 4. «Правильно палочки расставь – друга в сказку отправь». Дети делятся на пары и берут наборы счетных палочек. Воспитатель загадывает каждой паре загадку, дети должны ответить и выложить отгадку из палочек. Таким образом, каждый герой попадает в место, откуда его забрал Кощей Бессмертный.
Игра 5. «Победи Кощея». Детям предлагаются 2-3 упражнения – головоломки с палочками, правильное выполнение которых «не позволят» Кощею вмешиваться в ход сказок. Воспитатель дает определенное расположение палочек и предлагает детям переложить часть палочек так, чтобы получилось определенное количество фигур (например, треугольников или квадратов).
Игры и упражнения, предложенные в данном досуге могут быть использованы отдельно в процессе непосредственной образовательной деятельности (как интеллектуальная разминка) и в индивидуальной работе с детьми в уголке занимательной математики во внеучебное время. Представленные игры для досуговой деятельности способствуют развитию у детей внимательности, поддержанию интереса к решению познавательных задач, умения самостоятельно выбрать способ решения.
Таким образом, выдвинутые в процессе теоретического исследования педагогические условия оказались эффективными. Применение различных форм организации досуговой деятельности способствует развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.