Татьяна Мазур
Развитие познавательной активности детей 2–3 лет с помощью использования монтессори-материала
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей 2-3 лет
через использование монтессори – материала
Из опыта работы Мазур Т. А. ,
МАДОУ "Детский сад № 60"
г. Березники
Познавательное развитие ребенка – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, изучение которых позволило нам выделить его в самостоятельный вид детской активности с собственными задачами, содержанием и методикой.
Публикация «Развитие познавательной активности детей 2–3 лет с помощью использования монтессори-материала» размещена в разделах
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы руководить познавательным развитием ребенка необходимо учитывать:
1. мировосприятие детей 2-3 лет, т. е., что ребенок отбирает в мире для самостоятельного познания.
2. Какими способами познания владеют дети 2-3 лет, т. е. как они познают мир.
Ребенок двух лет познает мир единственно доступным ему способом – с помощью анализаторов и манипулирования с объектами. Иными словами, ребенок 2-3 лет познает по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в их поле зрения. Завладев предметом, малыш обследует его всеми способами: сжимает, вертит, пробует на вкус, нюхает, ломает, бросает и т. д. Так он постигает свойства предметов. Экспериментируя с предметами, малыш постигает элементарные законы (тонет, плавает, катится и т. д.) Манипулирование с предметами и экспериментируя с ними, сопровождается различными эмоциями ребенка: огорчением, разочарованием, оживлением, весельем, смехом и т. д. Чем больше в жизни маленького ребенка будет различных ситуаций и различных предметов, тем больше возможностей у него эмоционально осваивать мир. Из таких эмоций начинает складываться эмоциональный опыт ребенка, на основе которого закладывается чувственная сфера.
Таким образом, организуя деятельность детей третьего года жизни необходимо:
1. Поддерживать у детей естественное желание исследовать предметы и явления ближайшего окружения.
2. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт.
3. Уделять внимание формированию познавательного и бережного отношения к миру.
При ознакомлении с предметами необходимо максимум разумной свободы действий. При ознакомлении с живой природой нужно быть предельно внимательными. Ребенок не видит разницы между живыми и неживыми объектами. На данном этапе необходимо очень осторожно вводить объекты живой природы в жизни детей. Лучше всего это делать во время наблюдений.
Огромное значение в познавательном развитии ребенка имеет система дошкольного воспитания Марии Монтессори, которую она разработала на основе теории «спонтанного развития». Свою педагогическую систему сама Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Педагог должен придерживаться принципа «Помоги мне сделать это самому». Отсюда – основное положение монтессори – педагогики : подвигнуть ребенка самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Для этого надо создать такую развивающую среду, чтобы ребенок, попадая в нее, начинал учиться самостоятельно. Огромное значение для создания подготовленной среды имеют специальные дидактические материалы и пособия. Эти материалы и пособия часто называют Золотым материалом Монтессори – это комплекс предметов, которые дают ребенку для выполнения определенного задания. Обоснованность использования этих материалов предполагает: во-первых, работая самостоятельно с дидактическим материалом, ребенок учится ставить перед собой те или иные цели. Во-вторых, он получает практические навыки решения разных задач. В- третьих, он учится находить собственные ошибки и исправить их, потому что действует методом проб и ошибок. При этом ребенок учится легко, не замечая того, что учится! Потому что любой дидактический материал преследует две цели: прямую и косвенную. Прямую цель ставит перед собой ребенок; косвенную – педагог.
Монтессори считала, что ребенок, уникальный и неповторимый. Она предоставила каждому ребенку право самому выбирать, чем, когда и как ему заниматься.
Система Монтессори предоставляет каждому ребенку безграничную свободу выбора. Педагог не вмешивается в самостоятельные действия детей, но создает им условия для занятий. Вмешивается только тогда, когда ребенок не знает чем ему заняться. Не надо навязывать ребенку дисциплину, а обучать его навыкам самоконтроля за поведением. Малышей обучают навыкам самообслуживания с помощью все тех же дидактических материалов : учить застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, одеваться, умываться и т. д.
Еще одно важное положение монтессори – педагогики, поддержать интересы ребенка и обеспечить индивидуальный подход к нему.
Работа с детьми первой младшей группы обратила внимание на недостаточное развитие познавательной активности малышей, неустойчивый интерес к действию с предметами, развивающим игрушкам и к дидактическим пособиям. Проведенное педагогическое обследование подтвердило это. Исходя из полученных результатов в группе была модернизирована развивающая среда с учетом использования в работе с детьми монтессори – материала. Группу разделила на три зоны. Это помогает поддерживать порядок и видеть, какое занятие выбирает ребенок. Первая зона – «Зона реальной (практической) жизни» : ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь все можно делать по настоящему (стирать вещи, гладить утюгом, чистить обувь, нарезать хлеб или овощи для салата). Вторая зона – «Зона сенсорного развития» : ребенок учится различать предметы по определенным признакам (по высоте, длине, цвету, весу и т. д.) здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Третья зона – «Математическая зона» : здесь собраны материалы, помогающие ребенку усвоить понятие количества и связь его с символом, научиться выполнять математические операции.
Без правильно подобранных материалов сами по себе зоны работать не будут. Поэтому были изготовлены следующие игры для непосредственной работы с детьми. Так, например, игра «Подбери крышечку», для этой игры приготовила бутылочки, пузырьки, банки из-под крупы с крышками разного размера. Малышу предлагается самостоятельно найти крышки для каждой банки. Эта игра развивает мелкую моторику, дает представление об окружающем мире. Дети группы вначале испытывали трудность при подборе крышек, но через какое то время игра стала для них увлекательной.
Еще одна из игр – это «Математический планшет», представляет собой деревянную дощечку, на которую вбиваются гвозди, на одинаковом расстоянии друг от друга. С помощью цветных резинок ребенок сможет «рисовать» на планшете разнообразные фигуры. Нужно зацепить один конец резинки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Эта игра развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями. Познакомив детей с игрой, они любопытно смотрели, как «рисовала» фигуры на планшете. Затем сами начали пробовать. Это занятие им очень понравилось. Особенно хорошо получалось у Артема, видя что у Степы ничего не получается он стал объяснять ему и показывать. Постепенно все детишки втянулись и с большим интересом играли, радуясь своим результатам.
Так же были изготовлены «Игры – шнуровки», развивающие внимательность, логическое мышление, воображение, память, усидчивость; готовит руку к письму. Например, игра «Бусы», в процессе которой малыш имитирует шьющие движения, продевая шнурок через отверстия. Одна из наиболее простых игр – шнуровок – «Пуговицы». Игра отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. У большинства детей трудностей в этом не было. Игры детям понравились, они с большим интересом проталкивали шнурки в отверстия и вытаскивали их, усердно «пришивали» пуговицы.
Велась целенаправленная работа с родителями. На собрании прошло знакомство родителей с работой по методу Монтессори. Родители с удовольствием приняли участие в презентационных играх с Мотессори – материалом.