Ростунова Фаина Владимировна
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели
▼ Скачать + Заказать документы
Статья воспитателя Ростуновой Ф. В.
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами моделирования»
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами модели» размещена в разделах
На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которую необходимо усвоить.
Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, которые отличаются от очевидных и банальных, то есть развивать оригинальность мышления.
В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с животным миром средствами моделирования.
Задачи:
- Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных на примере представителей родного края.
- Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе ро-довых и видовых классификаций природного мира.
- Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода модели-рования.
- Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении средствами моделирования
- Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем, развитие природоохранной деятельности.
Развивающая предметно пространственная образовательная среда в группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огород.
Материалы и оборудование уголка природы в группе условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.
Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор). В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги.
На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.
В нашей работе были использованы следующие модели животных : звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились:
- правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательно-сти составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.
Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.
При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.
На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в по-вседневную жизнь детей.
На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.
Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.
В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.
Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирова-ния, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.
• Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что суще-ственно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,
• они лучше стали понимать и принимать устные задачи.
• Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обоб-щить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.
• У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.
• Повысились практические навыки по уходу за животными.