Миляуша Яруллина
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с использованием современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
«Познание начинается с удивления», – так говорили древние.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и интересом открывающий для себя окружающий мир, и наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с использованием современных технологий» размещена в разделах
Практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно-выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети уже в дошкольном возрасте могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума – тем успешнее, а значит счастливее, будет для него начало школьного детства.
Исходя из этого, мы организовали свою работу так, чтобы дети играли, развивались и обучались одновременно.
Да, задача сложная, но мы искали и в результате остановили свой выбор на следующих современных технологиях :
-игровая технология интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Владимира Воскобовича;
- цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера;
- логические блоки Золдана Дьенеша.
Внедрение этих технологий в образовательный процесс нашего детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями ФГОС ДО содержания основной образовательной программы «Детство».
Так в чем же особенность этихтехнологий?
Конструктивность элементов. Одна и та же игра может привлекать детей и трех и семи лет. Это происходит потому, что в ней есть упражнения в одно - два действия для малышей, и сложные задания для ребят постарше.
Многофункциональность. С помощью одной и той же игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыши осваивают цифры и буквы, узнают и запоминают цвет, форму,тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Творческий потенциал. Игры дают ребенку возможность воплощать задумки в действительность, проявлять творчество. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "головоломок", "конструктора", "паутинки", "радужных палочек", "сот", "фонариков", "крестиков", "липких веревочек", «разноцветных геометрических фигур», - целый сказочный мир.
Сказочная огранка. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация и модель обучения. Дети с удовольствием играют и обучаются не с квадратиками, треугольниками, кружками, а с не тающими льдинками, разноцветными паутинками, лепестками цветов. Новое, необычное, нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Универсальность - это самое главное, что отличает эти технологии. Сказки - задания, сопровождая малыша по игре, учат его не только математике, логике, развитию речи, но и человеческим взаимоотношениям, помогают ему найти общий язык со сверстниками и взрослым. Построенные на образности, доступности, новизне восприятия – эти пособия мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения задачи, требующий от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа, поисков вариантов решений.
Благодаря нашей инициативе и активному участию родителей детей,
была создана развивающая предметно – пространственная среда.
В каждой возрастной группе появился интеллектуально – игровой центр, где сконцентрированы наборы развивающих игр и пособий на подгруппу детей.
Педагоги совместно с родителями изготовили схемы и модели к играм. А затем появился сказочный Фиолетовый лес, куда мы вас и приглашаем. Проходите, пожалуйста, за столы.
Мы не просто в лес вошли-
Мы открыли в сказку двери.
В Фиолетовом лесу
Ждут нас сказочные звери.
Ворон Метр – любимец наш,
Самый главный персонаж.
Занимательный квадрат
Он приносит для ребят.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, невысок.
Давайте, уважаемые коллеги, и мы построим теремок.
Солнышко весеннее нас зовет гулять,
По воде кораблики будем мы пускать!
Развивает комплекс Ларчик,
Для пособий есть карманчик.
Цифры мы в карман положим
И примеры быстро сложим.
Ну- ка, цифры, встаньте в ряд.
Я – командир, вы мой отряд!
Зверята-цифрята любят собирать грибы. У каждого есть своя полянка и корзинка…
За грибами в лес пойдем
И корзиночки возьмем.
Сколько грибов может положить в свою корзинку Ежик-Единичка? А Пес-Пятерка?
Все зверята заполнили свои корзинки и, вдруг, корзинка для десяти грибов превратилась в корзинку «- дцать»!Ежик положил один грибок на волшебную корзинку «- дцать». Теперь в этой корзинке одиннадцать грибков. А если положить три грибочка? Получится «три на «- дцать» : тринадцать. Подобным образом дети знакомятся с составом чисел второго десятка.
В волшебном Фиолетовом лесу на Чудесной поляне жил-был мудрый паук Дедушка Юк. Однажды пришли к нему в гости внучата-паучата
поиграть с Волшебными паутинками. Сначала они построили квадрат,
потом треугольник, затем прямоугольник.
Внучатам очень нравилось натягивать их на разноцветные гвоздики так, чтобы получались разные кораблики, домики, звездочки…А еще они придумывали что-нибудь особенное. Вот вам схемы фигурок из волшебной паутины. Давайте и мы попробуем.
В процессе работы с игрой «Геоконт» дети знакомятся с такими понятиями как: отрезок, луч, линия; угол, прямой, тупой, острый; радиус, диаметр, окружность, хорда.
Эти знания мы используем при работе в технике «Изонить».
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я от радости жужжу!
Чудо-соты я сложу.
Друзьям картины покажу.
Это пчелка Жужа прилетела к нам в гости. А вот ее друзья – это китенок Тимошка, галчонок Карчик, медвежонок Мишик и краб Крабыч.
«Эта игра похожа на радугу», - сказал китенок Тимошка.
«Кар-р-р бы не так! – заспорил галчонок Карчик. - Это чудо-ковр-р-рик».
«Простите, но по-моему, это чудо-пирог», - сказал медвежонок Мишик.
А на что похожа эта игра по-вашему?
Спорили, спорили друзья и нечаянно уронили игру. Она рассыпалась на части. Как ее собрать? За дело взялся краб Крабыч. Он подумал немного и произнес загадочную фразу: «Одна лапа – один цвет». Затем аккуратно действуя своими клешнями, разложил детали по цветам.
Уважаемые коллеги, сделайте и вы так же.
Рано утром пчелка Жужа
Искупалась в чистой луже,
На ветру просохла челка -
Быть красивой любит пчелка!
Зубки чистила росою,
Щечки пудрила пыльцою,
Платье новое надела,
На именины прилетела.
Предлагаю собрать портрет Жужи по схеме.
В этот день Город Говорящих попугаев был похож на потревоженный улей. С самого утра жители толпились на площади возле яркой афиши.
«Вы слышали? Вы видели? - спрашивали они. –Наш маленький Филька стал теперь большим артистом!»
На афише огромными буквами было написано: «Сегодня в нашем цирке – всемирно известный на весь Фиолетовый лес фокусник Филимон Коттерфильд! Спешите видеть! Весь вечер на арене: дрессированные палочки! Удивительные фокусы! Загадочные превращения! Волшебные буквы!»
В красном плаще на арене цирка появляется знаменитый Коттерфильд. Одним движением лап он достает из волшебной шляпы две деревянные палочки, похожие на уголок и воротики. Бросает их на мерцающий экран. Закрывает плащом. А-а-ап! «Буква У-У-У!» - кричит изумленный зал.
Представление продолжается…
Два уголка, воротики, и на экране – восьмерка. Филимон Коттерфильд накрывает ее плащом. Ап! Из восьмерки одна за другой появляются 13 букв. Зрители аплодируют.
У каждого фокусника есть свои секреты. Есть они и у Филимона Коттерфильда. Он в шутку называет их «Филькиной грамотой».
Хотите узнать эти секреты? Раскроете их - познакомитесь со всеми буквами русского алфавита и научитесь читать целыми словами.
Попробуем? Возьмите каждый по странице читайки,сложите уголочки и прочитайте слова.
А еще слова можно составить с помощью шнурка. В каждой из игр «Снеговик»,Яблонька» и «Ромашка» спрятаны более 200 слов.
В Фиолетовом лесу много волшебных историй. А вот и следующая…
Жили-были разноцветные палочки. Их были много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, играть – так и вовсе неудобно! И вот однажды, все палочки высыпались из коробки и тут же познакомились и подружились с нашими детьми.
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Первая – это белый листок,
Вторая – розовый лепесток,
Третья – как голубой океан,
Четвертая – словно красный тюльпан,
Пятая – желтый солнечный свет,
Шестая – сиреневый яркий букет,
Седьмая – черный пушистый кот,
Восьмая – вкусный вишневый компот,
Девятая – синий веселый мячик,
Десятая – будто оранжевый зайчик.
Мы по лесенке ушли…
И обратно все пришли!
Пальчики размяли - сейчас работаем с палочками Кюизенера.
Палочка «белый листок» обозначает число 1. А какое число обозначает «голубой океан»? А как вы догадались?
Палочка к палочке –
Выстроим ряд,
Ивана оденем в царский наряд.
Лук со стрелою Иван наш возьмет
И на болоте лягушку найдет.
А кого же вы найдете на картинке? Работаем по карточкам.
Блоки разные, цветные
Любят в прятки поиграть.
Как на карточки посмотришь-
Сразу сможешь отыскать!
А карточки эти обозначают свойства геометрических фигур:форму, размер, цвет и толщину.
Посмотрите, какие разные конфеты лежат перед вами. У них и начинки разные. Конфеты с орехами - круглые,большие, красные. Покажите мне их.
Аконфеты с изюмом - квадратные, маленькие и нежелтые. Где же они?
А вот и новая сказка.
В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них камни с необычными свойствами.
Как их обнаружить? Эти свойства зашифрованы с помощью знаков- символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры.
Попробуем?
Вот мы и нашли эти драгоценные камни!
Понравилось вам путешествовать по волшебному Фиолетовому лесу?
Для наших детей - это большое удовольствие!
Потому что развитие ребё нка-дошкольника осуществляется в игре. ФГОС ДОставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру - как ведущую деятельность дошкольника. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Это доказывает наша практика применения игровых технологий в образовательном процессе детского сада.
Есть у вас вопросы?
Спасибо за внимание