Мария Кабанова
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно участвовать в развитии исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе исследовательского поведения, а так же активность ребенка, направленная понимание связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Значение исследовательской деятельности для детей:
– Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
– Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
– Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
В ходе работы над проектом «Мультфильм своими руками» задействованы все виды исследовательской деятельности.
Характерными видами исследовательской деятельности являются:
• Организация решения познавательных задач.
• Применение экспериментирования в работе с детьми.
• Использование проектирования.
Организация решения познавательных задач.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
В данном проекте стояли такие задачи:
• познакомить детей с историей возникновения мультипликации и ее развития;
• познакомить детей с различными техниками создания мультфильмов;
• расширять знания дошкольников о профессиях: сценарист, художник-аниматор, оператор, звукорежиссер;
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Сначала проблемная ситуация: Когда появились мультфильмы? Какие мультфильмы смотрели наши родители, когда были маленькими?
Все это привело к изучению истории мультипликационных фильмов и способов и создания мультфильмов.
Обобщение собранной информации: «»Как появилась мультипликация?», «Какие бывают мультфильмы?», «Кто делает мультфильмы?»
Применение экспериментирования в работе с детьми.
Экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Пробуем «оживить» нарисованные картинки.
Опыт 1. Взяли полоску бумаги и согнули ее пополам. На нижних и верхних половинках, один над другим, рисуем рисунки одинаковые, но имеющие одно отличие. Затем свернули верхнюю полоску в трубочку и с помощью ручки быстро расправляли ее.
Вывод: нарисованные картинки «ожили».
Опыт 2. Туаматроп. Вырезали одинаковых по размеру круги. На одном круге нарисовали мяч, на другом – футбольные ворота и наклеили между ними палочку, быстро покрутили между ладошками.
Вывод: когда палочка раскручивалась, кружок завертелся, мы увидели, как наш мяч оказался в воротах.
Опыт 3. Вращающиеся круги. При быстром вращении рисунка, данный рисунок на круге «оживает» или меняет цвет.
Вывод: При быстрой смене картинок можно получить оптическую иллюзию.
Опыт 4. Нарезали несколько листиков. На листиках по порядку нарисовали, как наш герой червячок выполняет разные движения. Рисунки сложили один над другим и аккуратно собрали книжку. Далее пролистали странички.
Вывод: быстро пролистав книжку, увидели, как нарисованный герой «ожил».
Таким образом, опыты, показали, что нарисованного героя можно «оживить» и сделать это можно покадрово.
Использование проектирования.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Работа над групповым проектом «Мультфильм своими руками» выполнялась по определённому алгоритму:
1. Определение темы проекта.
2. Подбор информации.
3. Распределение роли каждого участника проекта.
4. Составление этапов (плана) проекта.
5. Представление проекта.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у взрослых, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, и мы в силах способствовать этому развитию.