Приложение МААМ

Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр (16 фото)

Надежда Бахарева
Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр

Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр
Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр Развитие ребенка Здесь в природе вечный источник детского разума Одним из требований ФГОС является формирование знаний об окружающем мире стимулирование коммуникативной познавательной игровой активности детей в различных видах деятельности К тому же дошкольное детство начальный этап формирования личности человека его ценностной ориентации в окружающем мире В этот период закладывается позитивное отношение к природе к рукотворному миру к себе и к окружающим людям Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения Цель развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр создать развивающую среду способствующую развитию Экология экологическое воспитание природа экологических знаний у детей организовать деятельность с детьми по развитию познавательной активности создать игротеку экологических игр организовать взаимодействие с родителями

"Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр»

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр» размещена в разделах

Выполнила: воспитатель МАДОУ № 24 «Журавушка»

Надежда Николаевна Бахарева

Искитим 2017

МИР, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, влияют на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование. Одним из требований ФГОС является формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

К тому же, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Цель: развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр.

Задачи:

1. создать развивающую среду, способствующую развитию экологических знаний у детей;

2. организовать деятельность с детьми по развитию познавательной активности;

3. создать игротеку экологических игр;

4. организовать взаимодействие с родителями.

Создание предметно-развивающей среды.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно - развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любую непосредственно-образовательную деятельность или развитие познавательной активности. Поэтому, в нашей группе детского сада создана зона экологического развития, которая включает в себя следующие элементы:

наличие растений: фиалка, фикус, герань, бегония;

оборудование по уходу за растениями: лейки, лопатки, ведерки, полочки для рыхления, тряпочки, губки;

наличие экологических игр : «Чей домик», «Времена года», «Кто, где живёт», «Найди маму», «Растения: сад, огород», «Летает, плавает, бегает», «Похожи - не похожи», «Хорошо - плохо» и другие;

календарь природы: картинки с изображением осени, зимы, весны и лета, со стрелочкой внутри;

мини - лаборатория: лупы, мерные стаканчики, ёмкости разного размера, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, контейнера, воронки, предметы из разных материалов, деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки пластмассовые, пуговицы, металлические предметы, стаканчики пластмассовые разных размеров, степени прозрачности верёвочки, пакеты полиэтиленовые, шарики, вертушки, ленточки, флажки;

коллекция природного материала: камни, ракушки, шишки, листья деревьев, песок, семена подсолнечника, горох, фасоль, манка, арбузные семечки;

наличие игрушек аналогов: муляжи фруктов и овощей;

библиотека: книги о природе, альбомы с иллюстрациями, книжки - малышки по сезонам в иллюстрациях;

временные обитатели уголка природы: это объекты, которые вносятся для наблюдения на непродолжительный отрезок времени;

мини огород: осенью – осенние букеты, цветы; зимой - ящички с посадками зелёного лука, веточки деревьев; весной - ящички с рассадой для огорода сада, букеты первых первоцветов; выставочный уголок – поделки из природного материала.

В зоне экологического развития размещается оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек. Кроме того, происходит периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создаёт условия для персонифицированного общения педагога с каждым ребёнком.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр учитываются различные принципы. Сюжетно-ролевые игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экоголизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.

Игры с готовым содержанием и правилами. Такие игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.

В группе создана игротека экологических развивающих игр, в которую входят:

игры, с помощью которых развиваются умения обобщать предметы по различным признакам: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Вершки корешки»;

игры, направленные на углубления, систематизацию, классификацию знаний дошкольников о представлениях живого и растительного мира: «Времена года», игры, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов в природе;

коллажи, рисунки детей.

Взаимодействие с родителями.

Успешность работы по познавательной активности детей во многом зависит от участия в ней родителей. По нашим данным 88% родителей практически не уделяют данной проблеме внимания, считая, что гораздо важнее научить ребёнка писать, читать. Мы же считаем, что необходимо выстроить взаимодействие с родителями по формированию игровой деятельности, поскольку она тесно связана с развитием познавательного мира ребёнка, его интеллектуальным развитием, формированием социально-нравственных понятий.

Работу с родителями мы осуществляем по следующим направлениям:

привлечение родителей к оформлению предметно – развивающей среды.

родительские собрания в форме развлечения и игр; «Доброта», «Экология и мы», «Очень многое мы можем, очень многое умеем.»

привлечение родителей к участию в экологических выставках;«осенние букеты», «Прекрасное рядом», «парад кормушек», и т. д.

участие в праздниках и развлечениях; «Путешествие в лес», «Весенние путешествие с лесовичком», «Праздник мамы» и т. д.

индивидуальные беседы, консультации; «организация детского экспериментирования в домашних условиях», «памятки» и т. д.

стендовые консультации; «методические рекомендации по проведению дидактических игр в домашних условиях», консультация «по приобретению экологических игр».

анкетирование; «Природа и мы», «Экологическое воспитание в семье».

клуб выходного дня; Походы с детьми и родителями в парк культуры.

Продуктивность педагогической деятельности.

В результате отмечен высокий уровень освоения детьми программных задач и уровень развития детей. Для достижения этого были созданы оптимальные условия обеспечения качества образования: разнообразная предметно – развивающая среда, использование эффективных методов и приемов игровой деятельности, выработаны оптимальные формы позитивного сотрудничества с родителями, в группе создан благоприятный психологический климат.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод:

количество детей имеющих высокий уровень знаний о растительном мире повысился на 37% : дети имеют представления о разнообразии растительного мира, производят группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое. Количество детей имеющих высокий уровень знаний о животном мире повысился на 38% : детям известно о многообразии животного мира, известны основные классы животных, особенности строения и образы жизни. Количества детей имеющих высокий уровень знаний о временах года увеличился на 38% : детям известно о временах года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных.

У детей формируются представления об окружающей природе : объектах неживой природы и их свойствах, о мире животных о их повадках, о растительном мире, о временах года, навыки культуры поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными. Дети используют полученные знания, умения, навыки в экологически ориентированной деятельности. Ребята стали добрее они способны сострадать людям, животным, проявляют заботу к близким, друзьям. Заботятся о зимующих птицах, подкармливают их, заботятся о домашних животных, соблюдают правила поведения в окружающей среде, планируют свою игровую деятельность.

У детей формируются качества личности: самостоятельность, познавательная активность, и целеустремлённость.

В рамках работы по теме были проведены открытые занятия на уровне учреждения.

Таким образом, использование игрового метода при развитии познавательной активности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.

Список литературы:

1. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».М. ,2002г.

2. Столяр А. А., «Давайте поиграем». М., 1991

3. Тарабанова Т. И., «учеба, и игра: природоведение». Ярославль, 1997

4. Николаева С. Н., «Методика экологического воспитания дошкольников».

5. Николаева С. Н., «Юный эколог».2002г

6. Николаева С. Н., «Теория и методика экологического образования детей».М. ,2011г.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников Что я слышу — забываю.   Что я вижу — я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Познавательная активность не врождённа. Она формируется.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания в соответствии с ФГОС Экологическое воспитание младших дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО «Растет то,.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством исследовательских проектов» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Мастер – класс на тему : «Развитие познавательной.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ. Слайд 1. Мы живем в 21 веке, веке.

Развитие познавательной активности старших дошкольников .

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 12:07
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников с помощью экологических игр» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бахарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД