Наталия Горина
Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста с НОДА приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.
Публикация «Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте у детей с НОДА» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
Эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников с НОДА в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается: использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; внедрение активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.
В своей практике я активно применяла технологию «путешествие по «Ленте времени. Она направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по Ленте времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.
Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Игры-путешествия можно использовать в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах. Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей на занятии используются старинные вещи, с которыми можно исследовать и даже попробовать на практике, данная технология, позволяет дать детям дошкольного возраста начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему. Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Карта-панно «Ленте времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).
Используя данную технологию я решала следующие задачи :
1. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2. Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образносимволическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4. Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5. Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможно использовать следующие методы:
1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Игры-путешествия в первый год хорошо бы использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем.
Решение образовательных задач предусматривает: - опору на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение; - опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность; - организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка; - предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Ожидаемый результат (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста : - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как); - обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что…»); - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); - ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации; - проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Моё дидактическое пособие «Лента времени» состоит из:
- серии больших карточек, которое символизирует линейное движение исторического времени, частично скрепленных между собой. На них намечены остановки с интуитивно понятными детям названиями: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее» в виде схематических изображений исторических периодов. Каждый временной промежуток обозначен определенным цветом. (круг -в углу карточки)
-из конвертов с разной тематикой.
1. старина
2. транспорт
3. посуда
4. воины России
5. изобретения
6. бытовая техника
7. архитектура России,Дзержинска
8. исторические события
9. люди (фото детей, воспитателей, родственники детей)
10 письменность
Каждая карточка внутри конвертов отмечена с обратной стороны также определенным цветом, что помогает делать проверку правильности выполняя задания или при самостоятельном использовании является элементом самопроверки)
Цель: развитие личности дошкольника через представление о времени: глубина, неразрывность, быстротечность; накопление опыта взаимодействия с окружающим миром посредством углубления и систематизации знаний на основе сравнения и установления пространственно – временной связи,
Задачи: - расширять представления детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира;
- развивать мышление умение детей устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные связи;
- формировать навыки познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию;
- способствовать формированию интересов, творческих способностей, воображения;
- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа и рукотворному
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Ленте времени» :
• обсуждение реального или вымышленного события;
• постановка цели исследования (узнать);
• анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала;
• работа в подгруппах: сортировка и закрепление маленьких карточек на панно «Лента времени»;
• сборка общей таблицы «Лента времени», сопоставление результатов исследования;
• дополнение детьми в самостоятельной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд)
Начинается работа с самого доступного для понимания дошкольника понятия «жилище» («дом») и дальнейшего обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — в «древности/ старину». Представляем, какие дома будут в будущем. Из маленьких карточек взрослый и дети выбирают подходящие и прикрепляют на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». Таким образом, у детей формируется понимание работы с панно «Лента времени».
В следующих «путешествиях» переходим к истории быта, транспорта, профессий, письменности, работаем в соответствием с календарным, тематическим планированием.
Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Лента времени» познавательная активность детей с НОДА возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н. А. Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей. Технология отвечает запросам ФГОС, ФОП и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.