Светлана Игнатенко
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и любопытства этих знаний не достичь.
Актуальность. Формирование и развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования и развития познавательного интереса дошкольников и недостаточной разработанностью форм и способов их исследовательской деятельности.
Противоречие актуализирует проблему: каким образом формировать
познавательный интерес у дошкольников?
Гипотеза: если систематически использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования с использованием практического и диагностического материала для дошкольников.
Оригинальность данного опыта заключается в том, что воспитанники вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого и исследовательского характера.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателями для познавательно-исследовательский способностей дошкольников.
Инновационная направленность предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя и детей.
Степень распространения – данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и
умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в
системе работы детского сада.
Объект иccлeдoвания - познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Прeдмeт иccлeдования - процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Цель опыта: Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Формировать проектно – исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Развивать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
Приобщать родителей к экспериментальной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
Сформированы проектно – исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Развито желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Развиты коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка.
Свою работу строю на следующих принципах:
Принцип доступности предусматривает осуществление опытно-экспериментальной деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе опытно - экспериментальной деятельности.
Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
Научно-педагогические основы условий организации детской экспериментально-исследовательской деятельности как отдельной, обособленной формы самостоятельной поисковой деятельности были выделены работах таких известных учёных двадцатого столетия, как С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера.
«Детcкое экспериментирование - одна из форм организации детcкой деятельноcти c одной стороны и один из видов познавательной деятельноcти детей c другой» – считал Н. Н. Поддьяков.
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В. А.
Изучив и проанализировав научную и методическую литературы различных авторов по экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду, я нашла много интересных идей.
Работу проводила одновременно по трем направлениям:
обогащение предметно-развивающей среды;
работа с детьми;
работа с родителями.
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, микроскоп;
-природный материал: камешки, песок, чернозем, ракушки, шишки, желуди, орехи, перья, семена, скорлупа, кусочки коры, спилы деревьев.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, поролона, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл,
мерные ложки, резиновые груши;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы, цветные и прозрачные стекла, сито, воронки, трубочки для коктейля, формы для изготовления льда;
- дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов;
карточки-схемы проведения опытов, экспериментов;
- дидактические игры: «Необычные цветы», «Волшебная грядка», «Кто, чем питается», «Чей хвост?», «Такие разные животные», «Природа – не природа, «Коробка ощущений».
- энциклопедии, книги: «Все обо всем», «Я познаю мир», «Жизнь океана», «Тайны живой природы», «Динозавры».
- оформлены альбомы: «Времена года», «Дары природы», «Дикие и домашние животные», «В подводном царстве», «Птицы».
- «огород на окне», где дети выращивают из семян фасоль, овес, ухаживают за посадками лука, моркови, петрушки.
Направления опытно – экспериментальной работы:
-Живая природа: наблюдения за растениями, насекомыми, животными, характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к
окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
- Человек «наши помощники» нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа.
- Рукотворный мир: изучение свойств предметов из дерева, пластмассы, бумаги, ткани, металла.
В работе с детьми использую следующие формы и методы:
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты и эксперименты. Их я начала проводить как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах: «Этот удивительный магнит», «Можно ли поймать воздух?», «Испарение воды», «Волшебные льдинки», «Снежинка на ладошке».
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя для этого дидактические игры: «Тени на стене», «Солнечный зайчик», «Смешивание красок», «Тонет – не тонет», «Отпечатки наших рук», «Было - будет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы».
При ознакомлении дошкольников с миром природы особое место отводиться методу наблюдения, которое я провожу как на прогулке, так и в группе. Дети с большим интересом рассматривают снежинки, которые падают на одежду. Узнают, что снежинки бывают разной формы, что они тают, если падают на ладошку или на лицо. Наблюдая за сосульками, дети выясняют, что они – гладкие, шершавые, узнают, что сосульки очень хрупкие, тают от тепла.
Большую роль в формировании поисково-исследовательской деятельности играют экскурсии с детьми. Экскурсию я провожу в близлежащую рощу, дендропарк, Подольский народный этнографический музей, где находится большая коллекция камней.
Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной компетентности у детей, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Мною был разработан ряд проектов: «Пчелка – труженица», «Ежи кто они такие?», «Дети и сосульки», «Что быстрее?»
Словесные методы:
- Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели»)
- Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах.)
- Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?») Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
«Путешествие по карте» - развивает у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек)
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.
С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей мною были проведены: консультации «Почему дошкольнику полезно быть исследователем», «Какие опыты интересны детям», «Как помочь маленькому исследователю», «Домашняя лаборатория».
Родители активно принимали участие в организации и проведении различных мероприятий ( проекты:«Огород на окне», акции: «Лучший домик для птиц», «Украсим клумбы цветами», конкурсы: «Чудеса с обычной грядки», «Зимняя сказка».
Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.
В ходе проведенной работы было доказано, что данная система работы эффективно помогла детям стать наиболее инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения информации, а затем работать с ней, т. е. развивать свои исследовательские способности.
Так же результаты исследования показали, что повысилась познавательная активность у дошкольников : у 35% детей – познавательная активность выражена сильно, у 60% детей – познавательная активность выражена умеренно, у 5% детей – познавательная активность выражена слабо.
Заключение
Таким образом, исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Самостоятельная поисковая деятельность дошкольников - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего мира, соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В. А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Литература:
1. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду
пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,
советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
2. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное
воспитание. N 1, 2005
3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду – 2004