Наталия Бестаева
Программа по самообразованию: «Развитие речевой активности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию
тема: «Развитие речевой активности дошкольников»
(сентябрь 2014 - декабрь 2017)
1. Актуальность.
Совершенствование качества обучения и воспитания в детском саду напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, и немалую роль здесь играет самообразование воспитателя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Программа по самообразованию – это программа развития педагога, модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать образовательный процесс.
Публикация «Программа по самообразованию: „Развитие речевой активности дошкольников“,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На современном этапе изменений, происходящих в сфере дошкольного образования приоритетной целью образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от взрослого к ребенку становится развитие способности дошкольника самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема по самообразованию : «Развитие речевой активности дошкольников».
2. Цель программы :
- развитие профессиональной педагогической компетентности;
- повышение уровня профессиональных знаний и умений;
- изучение и совершенствование методов и приемов работы по формированию и развитию связной речи дошкольников.
3. Задачи:
- изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей;
- создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей дошкольного возраста;
- разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;
- разработка научно – обоснованных рекомендаций для воспитателей по развитию речевой активности дошкольников;
- обобщение опыта работы по данной теме;
- создание программы по развитию речи детей дошкольного возраста.
4. Предполагаемый результат
1) повышение качества образования дошкольников, которое может быть выражено:
• увеличением количества детей с повышенным уровнем речевого развития;
• увеличением количества детей, максимально подготовленных к обучению в школе;
2) создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;
3) повышение профессиональной компетентности воспитателя.
5. Этапы работы.
1 этап. Выявление собственных профессиональных проблем и запросов (теоретическое и практическое изучение проблемы).
сентябрь - декабрь 2014г.
2 этап. Проектирование индивидуальной образовательной программы.
январь – май 2015г.
3 этап. Деятельность по выполнению проекта программы по основным направлениям.
сентябрь 2014г. - май 2017г.
4 этап. Самоанализ результативности своего повышения квалификации, определение уровня развития собственной профессиональной компетентности (рефлексия).
сентябрь - декабрь 2017г.
1 этап
Выявление собственных профессиональных проблем и запросов (теоретическое и практическое изучение проблемы).
1. Чтение и изучение методической литературы (май - декабрь 2014г.) – библиотека ДОУ, интернет.
2. Составление перспективного плана на учебный год (май – сентябрь 2014г.) -
формулирование целей и задач на учебный год.
2этап
Проектирование индивидуальной образовательной программы.
1. Корректировка изученного материала к условиям и запросам ДОУ, соотношение их с целями и задачами образовательного учреждения, уровнем развития, интересами детей.
2. Планирование индивидуальной работы с дошкольниками разного уровня развития.
3. Анализ уровня обученности учащихся.
3 этап
Деятельность по выполнению проекта программы по основным направлениям.
1. Внедрение новых технологий, форм и методов в образовательный процесс
(в течение всего года).
2. Разработка и проведение открытых занятий.
3. Выступление на педагогическом совете по теме самообразования.
4 этап
Самоанализ результативности деятельности повышения квалификации, определение уровня развития собственной профессиональной компетентности (рефлексия).
1. Обобщение опыта работы по теме самообразования (сентябрь 2016г.) - разработка научно – обоснованных рекомендаций для воспитателей.
2. Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования (ноябрь 2016г.)
3. Оформление профессионального портфолио (октябрь – ноябрь 2017г.)
4. Определение перспектив дальнейшего развития (декабрь 2017г.)- уточнение целей, выбор и оформление программы действий.