Получи документы

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»

Ольга Николаевна Балабанова
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»

Работая долгое время с детьми, я убедилась, что, к сожалению, многие современные дошкольники, уделяя большое время компьютерным играм, не интересуются устройством всего живого на Земле. При этом ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим педагогами родителям. Именно тогда я задалась целью – повысить познавательную активность своих воспитанников посредством использования в работе микроскопа. Именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа“» размещена в разделах

Занятия с микроскопом помогут ребенку расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. Вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа. У дошкольника будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения. А так же значительно повысится его уровень экологического образования. Получит практические знания по использованию микроскопа.

Прежде чем раскрыть содержание своей работы с детьми, я немного расскажу об истории возникновения первого микроскопа. Микроскоп от греч. (Микро – маленькийСкоп – наблюдатель) —оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Но кто, же придумал это чудо — микроскоп? В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 4 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

4. Рентгеновский

Есть совсем маленькие, «карманные» микроскопы с небольшим увеличением. Их можно носить с собой на прогулку и рассматривать растения и насекомых прямо на лугу или в лесу.

Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?

Листья растений. Например, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно смотрятся лепестки садовых и полевых цветов.

Волосы. Они у каждого человека и животного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно убедиться, заглянув в микроскоп.

Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.

Мякоть фрукта. Не менее интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.

Грязь и ногтиможет произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля сразу же побежит в ванную.

Бумага, нитки, мех, различный материал.

Если в доме есть аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо положить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при среднем увеличении.

В группе «Ландыш» мы начали познавательно - исследовательскую работу, создали мини-лабораторию для различных исследований.

1. знакомство с микроскопом и историей создания

2. просмотр презентаций, мультфильмов о микроскопе и бактериях.

3. изучение правил пользования микроскопом.

4. запоминание техники безопасности, знаки

5. прведения простейших опытов

6. изготовление пособий и накопление материала для изучения.

Как провести исследование — правило: Репчатый лук под микроскопом

Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении.

Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.

Чистой салфеткой протираем оба стекла микроскопа.

Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.

Убрав наружные чешуи с листа, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек листика.

Аккуратно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.

Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.

Препарат (листа срез) начинаем изучать при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.

Затем переходим к изучению объекта при большем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна прозрачная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая цвета — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко.

Экспериментирование крепко связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь это, наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Безусловно, связьсразвитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном.

Так же с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя работа. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Заключение:

Раз уж детки наши превратились в ученых - естествоиспытателя, значит, самое время отправиться в научную экспедицию за всевозможными образцами. Для такой необычной прогулки следует запастись несколькими баночками с крышками и коробочками, куда вы будете складывать свои находки. Очень удобна для этих целей коробка от конфет с пластиковыми ячейками или пластиковый лоток для яиц. Еще вам пригодятся маркер, чтобы подписать коробочки с образцами, пинцет,ножницы и т. д. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа. Мы узнали, из чего состоит микроскоп, и каким он бывает. Учимся пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Провели несколько экспериментов по исследованию простых объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что – либо в микроскоп.

Несмотря на то, что работу с микроскопом мы начали не так давно, но я уже могу отметить положительные результаты в развитии познавательной активности своих воспитанников. Они стали любознательнее, инициативнее, пытаются самостоятельно формулировать простейшие выводы и умозаключения. Таким образом, я считаю, что работа с микроскопами является эффективным средством не только познавательного развития, но и полноценного, гармоничного развития личности каждого дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 20:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД