Получи документы

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»

Ольга Николаевна Балабанова
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»
▼ Скачать + Заказать документы

Работая долгое время с детьми, я убедилась, что, к сожалению, многие современные дошкольники, уделяя большое время компьютерным играм, не интересуются устройством всего живого на Земле. При этом ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим педагогами родителям. Именно тогда я задалась целью – повысить познавательную активность своих воспитанников посредством использования в работе микроскопа. Именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа“» размещена в разделах

Занятия с микроскопом помогут ребенку расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. Вовлекать их в экспериментальную и проектную деятельность с использованием микроскопа. У дошкольника будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения. А так же значительно повысится его уровень экологического образования. Получит практические знания по использованию микроскопа.

Прежде чем раскрыть содержание своей работы с детьми, я немного расскажу об истории возникновения первого микроскопа. Микроскоп от греч. (Микро – маленькийСкоп – наблюдатель) —оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Но кто, же придумал это чудо — микроскоп? В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Микроскоп можно назвать прибором, открывающим тайны. Микроскопы в разные года выглядели по-разному, но с каждым годом становились всё сложнее, и у них стало появляться много деталей.

Существует множество различных видов увеличительных приборов. Например, лупы, телескопы, бинокли, микроскопы. Какие же бывают микроскопы?

Существует 4 вида микроскопов.

1. Оптический микроскоп, который был изобретен еще в 16 веке. Он состоит из 2-х линз, одна из которых предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

2. Электронный микроскоп был изобретен в начале 20 века. Наблюдаемый объект сканируется электронным лазером, который анализирует частицы при помощи компьютера, который воссоздает трехмерное изображение наблюдаемого объекта.

3. Сканирующий туннельный микроскоп и атомно-силовой микроскоп изобретены позднее, с их помощью можно увидеть бесконечно малые частицы.

4. Рентгеновский

Есть совсем маленькие, «карманные» микроскопы с небольшим увеличением. Их можно носить с собой на прогулку и рассматривать растения и насекомых прямо на лугу или в лесу.

Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?

Листья растений. Например, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно смотрятся лепестки садовых и полевых цветов.

Волосы. Они у каждого человека и животного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно убедиться, заглянув в микроскоп.

Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.

Мякоть фрукта. Не менее интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.

Грязь и ногтиможет произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля сразу же побежит в ванную.

Бумага, нитки, мех, различный материал.

Если в доме есть аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо положить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при среднем увеличении.

В группе «Ландыш» мы начали познавательно - исследовательскую работу, создали мини-лабораторию для различных исследований.

1. знакомство с микроскопом и историей создания

2. просмотр презентаций, мультфильмов о микроскопе и бактериях.

3. изучение правил пользования микроскопом.

4. запоминание техники безопасности, знаки

5. прведения простейших опытов

6. изготовление пособий и накопление материала для изучения.

Как провести исследование — правило: Репчатый лук под микроскопом

Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении.

Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.

Чистой салфеткой протираем оба стекла микроскопа.

Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.

Убрав наружные чешуи с листа, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек листика.

Аккуратно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.

Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.

Препарат (листа срез) начинаем изучать при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплотную клетки вытянутой формы.

Затем переходим к изучению объекта при большем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна прозрачная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая цвета — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко.

Экспериментирование крепко связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь это, наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Безусловно, связьсразвитием речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о увиденном.

Так же с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя работа. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Заключение:

Раз уж детки наши превратились в ученых - естествоиспытателя, значит, самое время отправиться в научную экспедицию за всевозможными образцами. Для такой необычной прогулки следует запастись несколькими баночками с крышками и коробочками, куда вы будете складывать свои находки. Очень удобна для этих целей коробка от конфет с пластиковыми ячейками или пластиковый лоток для яиц. Еще вам пригодятся маркер, чтобы подписать коробочки с образцами, пинцет,ножницы и т. д. Познакомились с интересной историей изобретения микроскопа. Мы узнали, из чего состоит микроскоп, и каким он бывает. Учимся пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Провели несколько экспериментов по исследованию простых объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что – либо в микроскоп.

Несмотря на то, что работу с микроскопом мы начали не так давно, но я уже могу отметить положительные результаты в развитии познавательной активности своих воспитанников. Они стали любознательнее, инициативнее, пытаются самостоятельно формулировать простейшие выводы и умозаключения. Таким образом, я считаю, что работа с микроскопами является эффективным средством не только познавательного развития, но и полноценного, гармоничного развития личности каждого дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 20:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью микроскопа»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Балабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД