Савинова Татьяна
Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В презентации вы увидите опыт работы по теме "Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментирования". Проследите систему работы по развитию исследовательской деятельности, а так же посмотрите положительный результат работы за учебный год. Презентация будет полезна в качестве применения для педагогов старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Экспериментирование играет важную роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Ребенок не всегда может совершить открытие сразу и самостоятельно. Важно к этому открытию ребенка подготовить, помочь ему. А кто может подготовить? Конечно, это педагоги и родители. Если данную проблему представить в виде весов, где на одной чаше находятся возможности ребенка, а на другой опыт и компетентность педагогов и родителей, то не всегда перевешивает чаша в пользу ребенка. Зачастую родители и педагоги домысливают за ребенка, решают за него или предоставляют готовый вывод. Нам нужно, чтобы ребенок сам определил причину и дошел до вывода.
Цели и задачи. Цель: создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
На слайде Вы можете ознакомиться с задачами.
Проблеме познавательного интереса, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, активностью, вниманием, любознательностью, т. е. интерес предстает, как синтез сложных процессов. Это отмечают следующие ученые: Л. И. Божович, В. Г. Леонтьев, А. А Люблинская, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, Н. К. Постникова и др
Поскольку экспериментирование носит креативный характер, то оно стимулирует формирование творческой личности ребенка. Н. Н. Поддьяков ввел понятие «детское экспериментирование», которое является ведущим функциональным механизмом стимулирования творчества ребенка и мы с ним согласны. В образовательном процессе ДОУ детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлению взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, предметов, социальных явлений, развивает мыслительные операции. (анализ,синтез, классификацию, обобщение,стимулирует познавательную активность и любознательность активизирует восприятие учебного материала. Этапы моей работы были следующие
• Подготовительный
(изучение литературы, диагностика уровня усвоения материала воспитанниками, разработка системы работы)
• Основной (участие в опытах и экспериментах, выводы, суждения)
• Заключительный (применения на практике и в повседневной жизни)
Наш детский сад работает по программе «Детство» Литература, которую я использовала представлена на слайде. Она входит в методическое обеспечение программы
Была проведена диагностика по критериям познавательного развития старшей группы, по программе детства. Критерии диагностики представлены на слайде. Диагностика показала, что в данных моментах (критериях) развитие недостаточно и требует помощи со стороны педагогов и родителей.
Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста :
• специально-организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• совместная деятельность родителей с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Структура детского экспериментирования
Правила проведения опытов.
Центр экспериментирования. В нем расположены разнообразные материалы и оборудование для использования детьми в совместной со взрослым деятельности, самостоятельной деятельности (применения по желанию). Там присутствуют приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, безмен, разнообразные магниты и многое другое, в том числе бросовый материал.
Песок и его свойства
Песок и его свойства
Вода и ее свойства
Вода и ее свойства
Вода и ее свойства
Бумага и ее свойства. В опытах с бумагой мы погрузились в историю ее возникновения. Мы пробовали писать на бересте, как это делали наши предки.
Бумага и ее свойства
На данном слайде мы видим опыт посадки лука в почвы разного состава
Эксперименты с флорой. Дети самостоятельно выращивали растения для огорода детского сада. Тем самым дети пришли к выводу о том, что для жизни растений, а так же их развития и роста необходима плодородная почва, должный уход, а так же свет, тепло и вода.
Опыт в домашних условиях
Опыт в домашних условиях
Опыт в домашних условиях
Итоговая диагностика показала, что проведенная работа эффективна. Уровень детей по критериям стал значительно выше.
Перспективы моей работы с детьми по изучаемому направлению представлены на слайде
Список литературы которую я изучала представлен на слайде.
Спасибо за внимание!