Анна Лашина
Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой
▼ Скачать + Заказать документы
ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине: МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
Тема: «Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой»
студентки группы 2А
специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Лашиной Анны Фидратовны
Преподаватель:
Севостьянова
Публикация «Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ирина Александровна
г. о. Самара, 2019г
Содержание
Введение…. 3
1. Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников…. 4
2. Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников…. 6
Выводы… 9
Приложение 1… 10
Приложение 2…. 14
Список использованной литературы…15
Введение
На формирование личности ребенка неоценимое влияние оказывают разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: для каждого возраста ребенка характерны определенные закономерности в развитии, лепка влияет на эмоциональное восприятие, развитие психических процессов, воспитание нравственности, умственную активность. Необходимо детально изучить эффективность использования лепки и ее влияние на психическое и физиологическое созревание детей старшего школьного возраста. Выявление условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определение способов их развития в процессе занятий по лепке – наша основная задача.
1. Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников
По мере накопления ребенком жизненного опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся взрослым однообразие детских каракуль, объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются.
Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Овладение изобразительными и техническими навыками лепки является для ребенка сложным процессом, поэтому к организации обучения, отбору материала для лепки, содержанию приемов воспитатель должен подходить с определенной ответственностью.
В детских садах обычно используют глину или пластилин. Глина имеет наиболее нейтральные и удобные для лепки цвета, а пластилин требует специальной подготовки перед работой. Однотонный пластилин дает возможность более точной передачи формы и строения предмета. Цветной – вносит выразительность и разнообразие в работу. В группах предусмотрено использование досок для лепки, в старшей и подготовительной группах можно использовать диск, который вращается, чтобы ребенок мог более детально выполнить и рассмотреть свою работу.
Лепка в большей степени, чем какая-либо другая деятельность, позволяет добиться максимальной активности обеих рук, особенно развитие и укрепление большого, указательного и среднего пальцев. В процессе усвоения техники лепки ребенок развивает такие качества, как сила, точность, темп направленности, плавности, ритмичность движений. Ведь именно они в свою очередь в дальнейшем помогут ребенку в овладении трудовой и учебной деятельности.
В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы.
В сюжетной лепке обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения, дети выполняют развернутые сюжеты.
Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Наблюдая работы народных умельцев, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применять для игр, для украшения комнаты, как сувениры.
Развитию творчества способствует также коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения.
2. Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников
К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий при занятии лепкой. Произошли перемены и в психике: наиболее устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.
Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.
На первом этапе творческой деятельности старших дошкольников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов, какие - то явления, и у него появляется желание выразить свое отношение к ним.
На занятиях по лепке перед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется лепка предметов в форме цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., использование таких приёмов лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые остаются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляют. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся от занятия время дети тратят на лепку других предметов. Например, при изображении собаки ребенок может вылепить миску для корма или щенка.
На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не обдумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных. Например, ребенок вылепил собаку и случайно расставил ей лапы. Это напомнило ему бегущую собаку. Он еще сильнее расставляет ей лапы и на вопрос воспитателя «Что делает твоя собака?» - отвечает: «Она бежит за хозяином».
Обучение лепке в старшей группе направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Так при изображении любого зверя дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых будет зависеть от характера образа, ноги в виде столбиков, вылепить или сделать стекой глаза и рот. Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ – лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тему, возможность заранее ее обдумать и выполнить. Воспитатель учит детей планировать свою деятельность во время наблюдений, перед чтением художественной литературы. Для этого необходимо предупредить детей, что они будут лепить тот предмет, который видят на картинке или о котором им читают. Это дает возможность для настроя детей на предстоящую работу, четко осознавать ее особенности. Ребенок будет твердо знать, что ему необходимо сделать, а значит, целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.
Выводы
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Таким образом, рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способности в определенном виде деятельности.
Старший дошкольный возраст является благоприятным временем для развития пластических навыков, так как внимание стало наиболее устойчивым, улучшилась память, усилился зрительный контроль над действиями рук. Этот возраст характеризуется проявлением самостоятельности. Благодаря накопленному опыту и знаниям об окружающем мире, дети старшего дошкольного возраста стремятся отражать действительность не ограниченно, а более широко, используя свой собственный творческий замысел.
Приложение 1
Конспект ОД по лепке «Коровушка» в старшей группе
Цель: закрепление знаний детей о домашних животных, формирование представлений об особенностях их внешнего вида, поведения.
Задачи:
создать в лепке образ коровы;
формировать умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения;
развивать чувство формы и пропорции;
воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Пластилин, доски для лепки, стеки, картинки с изображением коровы, фонограмма со звуками фермы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о животных, загадывание загадок, дидактическая игра «Мамы и детки», разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные и их детеныши».
Ход занятия.
(Дети входят в группу. Звучит фонограмма звуков фермы).
В. : Ребята, послушайте внимательно эти звуки. Как выдумаете, куда мы с вами попали?
Д. : На ферму.
В. : Правильно, на ферму. А какие животные живут на ферме? (ответы детей, дети называют домашних животных). Как много вы животных назвали. А как их можно назвать одним словом?
Д. : Домашние.
В. : Правильно, а почему?
Д. : Потому что за ними ухаживает человек.
В. : Молодцы, ребята. А скажите, какую пользу приносят домашние животные?
Д. : Собака – охраняет, корова дает молоко, овцы дают шерсть, кошка ловит мышей и пр.
В. :Ребята, вы все знаете, что даже у домашних животных есть детки. Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Мамы и детки». Я вам буду бросать мяч, называть домашнее животное, а вы – деток.
Пример:
Корова – теленок;
Собака – щенок;
Кошка – котенок;
Овца – ягненок;
Лошадь – жеребенок;
Курица – цыпленок и т. д.
В. : Молодцы, ребята. А сейчас поиграем немного с нашими пальчиками и еще раз вспомним домашних животных
Пальчиковая гимнастика.
Довольна корова своими телятами,
(пальцы зажаты в кулак, поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами.
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
А я довольна своими ребятами!
(показывают на себя и разводят ладони в сторону)
В. : А сейчас я вам предлагаю слепить одно из домашних животных. А какое, угадайте.
Молочком нас кормит вкусным,
Провожает взглядом грустным,
Без хозяина страдает,
Непослушных забодает.
У нее рога и вымя,
Очень ласковое имя.
Лишь на вид она сурова,
Наша добрая …
Д. : Корова.
В. : Правильно, ребята, молодцы. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим на изображение коровы и назовем части тела.
Д. : Туловище, голова, ноги, рога, вымя и т. д.
В. :С какой части тела мы начнем работу?
Д. : С туловища.
(Далее дети приступают к работе по образцу).
Итог: что понравилось, рассматривание работ. Дети дают имена своим коровкам.
Приложение 2
Из белого пластилина лепим туловище и голову, из розового нос Из черного пластилина лепим 4 ноги и хвост-жгутик
Соединяем все части: туловище, голова, нос, ноги и хвост. На конце хвоста стекой делаем «кисточку» Далее приступаем к мелким деталям: рога, уши, глаза, пятнышки на тело, и главная отличительная черта коровы - вымя
Присоединяем детали, стекой делаем ноздри и рот. Наша корова готова!
Дети дают корове имя, играют с ней, можно слепить полянку или теленка.
Список использованной литературы
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Кафедра – М: Academia, 2000. – 342с.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 216с.
4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. – 144с.
5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 336с.
6. https://www//infourok.ru