Марина Кузнецова
Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развитие певческих навыков детей дошкольного возраста
Задачи:
• воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности
• развитие эмоциональной отзывчивости
• формирование певческих навыков
• развитие исполнительского мастерства
• расширение музыкального кругозора
• развитие музыкальной памяти
Публикация «Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Возрастные особенности детского голосового аппарата:
• голос нежный, хрупкий
• гортань в 1,5 раза меньше, чем у взрослого
• слабый звук
• преобладание головного резонатора
Типичные ошибки
• Форсирование звука
• Громкое пение
• Эстрадное манера пения
• Пение в холодную и сырую погоду
Требование к репертуару
• Художественная ценность произведения
• Доступность для понимания детей
• Соответствие возрастному диапазону
• Песня должна представлять интерес для детей
• Песня должна соответствовать вокальному росту ребенка
Игры на занятии – это интересно, весело и понятно. Игра способствует снятию физиологических зажимов и настраивает ребёнка на позитивный лад. Учимся петь, играя!
Структура занятия:
• игры на формирование певческого дыхания
• игры на формирование артикуляции
• игры со скороговорками
• пальчиковые музыкальные игры
• игры-распевки
• итоговая работа над песней
Игры на дыхание – делим на две команды, (ведущие и зрители) и разучиваем комплекс упражнений с поворотами головы вправо, влево, верх и вниз. Следим за тем, чтобы плечи не дёргались, вдох в живот через нос, выдох плавный через рот. Всё это идёт под музыку.
Игры на артикуляцию:
Лошадка (цоканье широкое и узкое)
Вот лошадка бежит (цоканье широкое)
По ровненькой дороге
Быстрые, сильные
У лошадки ноги
Маленькие кочки (цоканье узкое)
Лошадка замечает
Скачет лошадка
Кочки считает
Кочки большие (цоканье широкое)
Лошадка замечает
Скачет лошадка
Кочки считает
Маленькие и большие (попеременное - широкое цоканье и узкое)
Кочки замечает
Скачет лошадка
Кочки считает
Игры со скороговорками:
Кукарешка шёл на реку
Кукарекал ку-ка-ре-ку
Шёл на реку, на реку
И кричал ку-ка-ре-ку
1 вариант игры по Картушиной
Взрослый проговаривает основной текст, дети стоя в кругу или лицом друг перед другом проговаривают чётко «ку-ка- ре-ку!», при этом похлопывая по туловищу руками, как - будто хлопая крыльями (имитация движений петуха)
2 вариант игры
С мячом. Кидаем друг другу мяч взрослый-ребёнок-взрослый – сл. ребёнок на каждое слово, при этом раскрепощается корпус, руки, появляется свободное звукоизвлечение.
3 вариант
Под музыку, проговариваем в темпе музыки скороговорку.
Пальчиковые игры
Маленький зайчонок (по Картушиной)
Вот маленький зайчишка (2 и 3 пальцы показываем)
Под ёлочкой сидит.
Он шевелит ушами, (шевелим поочерёдно 2м и 3м пальцем)
От страха весь дрожит. (дрожим этими же пальчиками)
А вдруг бежит лисичка? (другая рука 2 и3 палец идут по ноге)
А вдруг крадётся волк? (бьём ладошкой по ноге)
От страха наш зайчишка (дрожим пальчиками)
Пустился наутёк (убираем руки за спину)
В проигрыше хлопаем либо на 1 и 3, либо на 2 и4.
Тук-тики
Кто-то делает вот так (ладошки соединяем и показываем, как рубим дерево)
Рубит дерево вот так
Тук-тики, тук-тики, тук-тики-так.
Кто-то делает вот так (стучим кулачками, как молоточками)
Молотком стучит вот так
Ток-тики, ток-тики, ток-тики-так.
Кто-то делает вот так (показываем, как лепим тесто)
Тесто шлёпает вот так
Шлёп-тики, шлёп-тики, шлёп – тики – так.
Кто-то делает вот так (хлопаем ладошками по ногам поочерёдно)
Ходит в комнате вот так
Шлёп-тики, шлёп – тики, шлёп – тики – так.
Лбом об стенку (ладонью по лбу)
Стук-тики
Чашку на пол (показываем как уронили чашку)
Дзынь – тики
Возле стенки, возле стенки (ладошками по ногам)
Шлёп-тики – так!
Игры – распевки
Игры-распевки имеют небольшой диапазон (в пределах квинты – сексты, удобный для исполнения и в удобной тесситуре. Проигрываются и пропеваются по несколько раз.
Домовой
Дети стоят в кругу, домовой в центре. Когда дети поют, домовой танцует. После того, как ребята спели запев, домовой показывает движения, а ребята должны повторить и угадать, что делает домовой. Потом домовой выбирает другого ведущего – домового и встаёт на его место, игра продолжается.
Дедушка домовой,
Мы хотим играть с тобой.
Что умеешь делать ты?
Нам скорее покажи!
А мы будем повторять
И отгадывать!
Поезд
Дети делятся на две команды, встают друг перед другом. Одна команда – поезд, другая – пассажиры. Пассажиры пропевают, поезд – декламирует.
- Здравствуй, поезд, как дела?
- Мчусь я быстро, как стрела!
- Поезд, поезд, ты куда?
- Еду в сёла, города
- Поезд, поезд, что везёшь?
- Письма, брёвна, соль и рожь!
В проигрыше команды меняются местами, имитируя движение поезда, и игра повторяется снова, только уже поют и декламируют другие.