Савич Любовь Алексеевна
Развитие памяти, внимания, мышления у детей 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте с 2 до 3 лет активно развивается мышление, появляется воображение. Малыш уже хорошо пользуется речью. Познавательные процессы (память, внимание, восприятие) в столь раннем возрасте пока непроизвольны. Например, именно поэтому ребенку сложно переключить свое внимание от своей игры и начать быстро куда-то собираться. Запоминание произойдет, если объект действительно заинтересовал малыша. В 2 года нервная система становится более устойчивой, чем раньше. У ребенка лучше получается справляться со своими эмоциями. Перепады настроения случаются все реже. Можно заметить, что малыш становится настойчивым и целеустремленным,а в каких-то случаях — терпеливым. У него появляется сознание “Я сам”, он начинает гордиться своими успехами. Взрослый все еще остается ключевой фигурой для малыша. С помощью него он узнает о названиях вещей. Двухлетний ребенок и стремится к самостоятельности, ему все еще иногда необходима помощь взрослого, а также защита и сочувствие. Очень часто в этом возрасте дети начинают ревновать родителей к другим детям или взрослым. В 2 года ребенок продолжает развиваться в предметно-игровой деятельности. Ему уже не интересно просто стучать игрушками и бросать их. Подросшему малышу хочется разложить предмет на составные части, чтобы “разобраться” в нем. Ближе к 3 годам дети уже стремятся создать что-то новое (например, “построить” корабль из подушек, занавесок и швабры). Для этого они учатся создавать и удерживать в воображении свою цель. А в процессе достижения они представляют нужный конечный результат. Ребенку теперь нравится общаться не только с близкими взрослыми, но и с ровесниками. Что умеет ребенок в 2-3 года? бегать, прыгать с продвижением вперед; ползать, перелезать через препятствия; играть с мячом; самостоятельно есть; сопровождать речью свои игровые действия; при многократном повторении — повторять строки и фразы из сказок, стихотворений; хорошо различать основные цвета, рисовать карандашами и фломастерами; радоваться своему рисунку, рассказывать, что на нем изображено; лепить из пластилина; строить с помощью взрослого разнообразные постройки из строительных кубиков, играть с постройкой; выполнять музыкальные движения — притопывать, хлопать; заботиться о комнатных растениях, домашних животных; называть и различать предметы мебели, посуды, игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животных; знать имена членов семьи, воспитателей; делиться с окружающими информацией и своими ощущениями. Интеллектуальная сфера Ребенок «схватывает на лету» то, что ему интересно Двухлетний малыш активно изучает окружающий мир. Его интересует самая разнообразная информация, ему хочется освоить новые умения. Причем ребенок буквально “схватывает на лету” то, что ему интересно. Развитие психических процессов (в частности, воображения и памяти) играет большую роль в освоении новых навыков. Например, в лепке, конструировании, сюжетной игре. Также в этом возрасте развивается самосознание. Оно проявляется не только в назывании себя по имени и узнавании себя в зеркале. К 3 годам малыш говорит о себе в первом лице и стремится подчеркнуть свою значимость и самостоятельность. Внимание Ребенок может сосредоточиться на предмете только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Затем его внимание отвлекается на новый предмет. Детей может привлечь только, что им действительно интересно. Ребята в 2-3 года могут долгое время оставаться внимательными в процессе игры. Например, они рассматривают картинки 6-8 секунд, а в одну и ту же игру могут играть все 15-30 минут. Память После 2 лет ребята уже могут запоминать значимые события в их жизни. Например, они могут вспомнить поездку в гости или поход в цирк, которые были неделю или месяц назад. Память в этом возрасте остается зрительно-эмоциональной. Она зависит от интереса и мотивации. Мышление В 2 года основной вид мышления — наглядно-действенное. Это значит, что детям нужно иметь перед собой наглядный предмет, чтобы совершать мыслительные действия с ним. Ближе к 3 годам появляется наглядно-образное мышление. Этому способствует развитие воображения. Они начинают играть в такие игрушки, которые по своим свойствам могут заменить нужный предмет. Например, коробок спичек может “послужить” машинкой. В ходе игры ребенок ставит перед собой цель, намечает план действий и играет в воображаемой ситуации. Восприятие В 2-3 года восприятие все еще непроизвольное. Ребенок может обратить внимание не на основной признак предмета, а на какой-то отдельный, незначительный. Например, двухлетнего ребенка вполне может увлечь не сам самокат, а яркая картинка на нем. Малыш уже умеет различать и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Этому умению способствуют игры с матрешками, вкладышами, пирамидками. Способ познания мира в 2-3 года — разбирать игрушки и предметы на составные части. Воображение начинает зарождаться примерно в 2 года. К 3 годам оно совершенствуется настолько, что малыш без труда может изобразить, как топает медведь, как скачет лягушка. Это происходит оттого, что он уже умеет управлять образами в своей голове и изменять их в зависимости от ситуации. От сформированности воображения зависит, насколько хорошо развито будет наглядно-образное мышление.