Наталья Цой
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача детского сада сегодня – подготовить к выпуску активных, инициативных, любознательных, выносливых, с широким кругозором и богатым лексиконом, с хорошим уровнем предпосылок УУД будущих школьников.
В рамках преемственности образования наши педагоги постоянно взаимодействуют с учителями начального звена школы. И, к сожалению, иногда приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только недостаточно развита рука…. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно: чем больше строк прописывает в своей тетради ребенок, тем хуже становится почерк. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, не буквы, а каракули…».
Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Почему же так происходит? Ведь в детском саду дети много рисуют, лепят, делают аппликации и поделки, играют в различные настольные, сюжетно-ролевые и пальчиковые игры, в шнуровки, собирают мозаику, пазлы, различный конструктор, учатся самостоятельно одеваться и раздеваться, занимаются физкультурой – всё это очень хорошо развивает мелкую моторику. Но для одного ребенка этих средств достаточно, а другому необходимо подобрать дополнительные упражнения.
Начав изучать эту проблему основательно, я выяснила, что на качество письма значительно влияет уровень развития зрительно-моторной координации, затем формируются графо-моторные навыки, а основой формирования выступает двигательная (моторная) память.
Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая, работа мелких мышц руки, руководимая мозгом.
Период дошкольного детства – особый в развитии личности ребенка. В это время происходит интенсивное развитие всех психических процессов. И, как утверждает Л. С. Выготский, в дошкольном возрасте доминирующая функция отводится памяти. Память выступает как когнитивный процесс, реализующий следующие функции: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Многочисленные исследования ученых установили, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Как отметил С. Л. Рубинштейн без памяти мы были бы «существами мгновения».
Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека, она обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования.
Видовая характеристика памяти представляется по разным основаниям.
Так, по содержанию запоминаемого материала выделяют наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.
В зависимости от способа запоминания – механическая и логическая.
В зависимости от наличия или отсутствия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
По длительности сохранения материала память может быть долговременной, кратковременной и оперативной.
Все виды памяти взаимосвязаны и не существуют независимо друг от друга.
Исследование памяти началось еще в античные времена. Известно, что Аристотель изучал, в основном, образную память, Уотсон – моторную («память-привычку, Жане – логическую (память-рассказ, Рибо настаивал на существовании эмоциональной, аффективной памяти, то есть «памяти чувств».
У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, и др
П. П. Блонский, делая экскурсы в историю изучения памяти, пришел к выводу, что противоречия и разногласия исследователей памяти объясняются тем, что они исследовали различные виды памяти. Им было высказано предположение, не являются ли основные виды памяти лишь генетически различными ее уровнями. Для его подтверждения П. П. Блонский предпринял обзор возникновения видов памяти в процессе онтогенетического развития и наглядно показал, что основные виды памяти появляются у человека далеко не одновременно. Оказалось, что позже других появляется логическая память.
Как отмечает Котова И. Б., позже было установлено, что первой в процессе онтогенетического развития появляется моторная память и, может быть, одновременно или чуть позже - аффективная память, а лишь затем - образная, и гораздо позже - логическая память. Последовательность этого же ряда (моторная память - аффективная память - образная память - логическая память) была доказана относительно филогенеза. На основании онтогенетических и филогенетических данных удалось установить, что основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе, и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности, друг за другом. Предположение П. П. Блонского оправдалось: виды памяти не что иное, как ее различные уровни или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различные ступени. Таким образов, двигательная (моторная) память является первоначальным, базовым видом памяти.
Поскольку память – это запечатление, хранение и воспроизведение информации, то двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем.
По представлению В. С. Мухиной, двигательная память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер, Ребенок запоминает, если его внимание было направлено на определенную деятельность, что вызвало у него впечатление, и это стало ему интересно.
Поэтому, специально подобранные упражнения и игры на развитие моторной памяти, содержат в себе и наглядно-образный компонент, и словесное сопровождение, и эмоции.
Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр и упражнений:
1. Пальчиковые игры:
1) «Мы капусту рубим, рубим…»,
2) «Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, стали капли поспевать…»
3) «Ожерелье слепим сами, а потом подарим маме…»
2. Упражнения:
1) «Кулачок, ребро, ладонь»,
2) «Земля, воздух, вода, огонь»,
3) «Нос, пол, потолок»
3. Игры:
1) «Зеркало»,
2) «Повторяй за мной»
3) «Повтори наоборот»,
4) «Лабиринт»
4. Упражнения с листом бумаги:
1) «Попади в точку»,
2) «Линии»
5. Рисование двумя руками
6. Музыкальные физкультминутки