Получи документы

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Наталья Цой
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Задача детского сада сегодня – подготовить к выпуску активных, инициативных, любознательных, выносливых, с широким кругозором и богатым лексиконом, с хорошим уровнем предпосылок УУД будущих школьников.

В рамках преемственности образования наши педагоги постоянно взаимодействуют с учителями начального звена школы. И, к сожалению, иногда приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только недостаточно развита рука…. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно: чем больше строк прописывает в своей тетради ребенок, тем хуже становится почерк. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, не буквы, а каракули…».

Публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Почему же так происходит? Ведь в детском саду дети много рисуют, лепят, делают аппликации и поделки, играют в различные настольные, сюжетно-ролевые и пальчиковые игры, в шнуровки, собирают мозаику, пазлы, различный конструктор, учатся самостоятельно одеваться и раздеваться, занимаются физкультурой – всё это очень хорошо развивает мелкую моторику. Но для одного ребенка этих средств достаточно, а другому необходимо подобрать дополнительные упражнения.

Начав изучать эту проблему основательно, я выяснила, что на качество письма значительно влияет уровень развития зрительно-моторной координации, затем формируются графо-моторные навыки, а основой формирования выступает двигательная (моторная) память.

Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая, работа мелких мышц руки, руководимая мозгом.

Период дошкольного детства – особый в развитии личности ребенка. В это время происходит интенсивное развитие всех психических процессов. И, как утверждает Л. С. Выготский, в дошкольном возрасте доминирующая функция отводится памяти. Память выступает как когнитивный процесс, реализующий следующие функции: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Многочисленные исследования ученых установили, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности.  Как отметил С. Л. Рубинштейн без памяти мы были бы «существами мгновения».

Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов.   Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Память имеет огромное значение  для жизнедеятельности человека, она обеспечивает накопление впечатлений  об окружающем мире, служит основой для приобретения  новых знаний, умений,  навыков и для их последующего использования.

Видовая характеристика памяти представляется по разным основаниям.

Так, по содержанию запоминаемого материала выделяют наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.

В зависимости от способа запоминания – механическая и логическая.

В зависимости от наличия или отсутствия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

По длительности сохранения материала память может быть долговременной, кратковременной и оперативной.

Все виды памяти взаимосвязаны и не существуют независимо друг от друга.

Исследование памяти началось еще в античные времена. Известно, что Аристотель изучал, в основном, образную память, Уотсон – моторную («память-привычку, Жане – логическую (память-рассказ, Рибо настаивал на существовании эмоциональной, аффективной памяти, то есть «памяти чувств».

У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский,  А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, и др

П. П. Блонский, делая экскурсы в историю изучения памяти, пришел к выводу, что противоречия и разногласия исследователей памяти объясняются тем, что они исследовали различные виды памяти. Им было высказано предположение, не являются ли основные виды памяти лишь генетически различными ее уровнями. Для его подтверждения П. П. Блонский предпринял обзор возникновения видов памяти в процессе онтогенетического развития и наглядно показал, что основные виды памяти появляются у человека далеко не одновременно. Оказалось, что позже других появляется логическая память.

Как отмечает Котова И. Б., позже было установлено, что первой в процессе онтогенетического развития появляется моторная память и, может быть, одновременно или чуть позже - аффективная память, а лишь затем - образная, и гораздо позже - логическая память. Последовательность этого же ряда (моторная память - аффективная память - образная память - логическая память) была доказана относительно филогенеза. На основании онтогенетических и филогенетических данных удалось установить, что основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе, и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательности, друг за другом. Предположение П. П. Блонского оправдалось: виды памяти не что иное, как ее различные уровни или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различные ступени. Таким образов, двигательная (моторная) память является первоначальным, базовым видом памяти.

Поскольку память – это запечатление, хранение и воспроизведение информации, то двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем.

По представлению В. С. Мухиной, двигательная память в дошкольном возрасте носит преимущественно непроизвольный характер, Ребенок запоминает, если его внимание было направлено на определенную деятельность, что вызвало у него впечатление, и это стало ему интересно.

Поэтому, специально подобранные упражнения и игры на развитие моторной памяти, содержат в себе и наглядно-образный компонент, и словесное сопровождение, и эмоции.

Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр и упражнений:

1. Пальчиковые игры:

1) «Мы капусту рубим, рубим…»,

2) «Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап, стали капли поспевать…»

3) «Ожерелье слепим сами, а потом подарим маме…»

2. Упражнения:

1) «Кулачок, ребро, ладонь»,

2) «Земля, воздух, вода, огонь»,

3) «Нос, пол, потолок»

3. Игры:

1) «Зеркало»,

2) «Повторяй за мной»

3) «Повтори наоборот»,

4) «Лабиринт»

4. Упражнения с листом бумаги:

1) «Попади в точку»,

2) «Линии»

5. Рисование двумя руками

6. Музыкальные физкультминутки

Публикации по теме:

Беседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAMБеседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAM Ход беседы Воспитатель:– С каждым днем нам все ближе и ближе этот замечательный весенний и радостный день 9 мая-праздник Победы, особенно.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Мастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации «Свеча Памяти» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс по аппликации "Свеча Памяти" для детей младшего дошкольного возраста. Сегодня наша страна отмечает День памяти и скорби.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цой (УИ 891151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД