Получи документы

Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Елена Кривцова
Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Учитель-дефектолог: Кривцова Елена Александровна

МДОУ детский сад № 69 г. Ярославля

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений.

Публикация «Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

Ключевые понятия: память, дети с нарушением зрения, формирование полисенсорной основы восприятия предметов

Аннотация: В статье раскрываются особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Предлагаются дидактические игры и упражнения по развитию памяти, которые могут использоваться в коррекционной работе учителями-дефектологами, педагогами психологами с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, сможет ли он качественно и быстро запоминать учебный материал на уроках. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. В зависимости от того, какой орган участвует в восприятии, память бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. А в зависимости от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную, эмоциональную. [1,2]

У младших дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка тренировать память. Надо показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать. Помощь эту должны оказывать взрослые.

Особого внимания требуют дети со зрительной патологией. Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается снижение способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно – перцептивном процессе умений и навыков сравнения, анализа, синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков. [1]

Коррекционную работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя знакомые малышам предметы (мяч, ведёрко, лопатка, матрёшка, пирамидка и др., можно провести игры «Собери в корзинку», «Я беру на прогулку…». Цель игр: учить правильно называть предметы, развивать внимание, зрительную память. На этом же материале проводятся игры «Какой игрушки не хватает?» - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, обогащение словарного запаса; «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти, цветовосприятия, внимания. С интересом дети играют со сказочными персонажами. На первом этапе лучше использовать не картинки, а объёмные фигуры, игрушки. Параллельно с запоминанием образов у детей развивается тактильное восприятие, которое дополняет представление о предметах. Для игр с подключением осязания надо подбирать игрушки (сказочные персонажи) с ярко выраженными отличительными признаками: сказка «Курочка ряба» - курочка, яйцо, мышка; сказка «Колобок» - зайчик, колобок, лисичка. [4]

Развитию внимания и памяти способствует выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др. Всё зависит от творчества и фантазии педагога. Главное, чтобы ребёнок понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается чем набор произвольно подобранных изображений. Обучение способам запоминания будет происходить в более старшем возрасте.

Когда малыши будут справляться с заданиями, можно переходить на запоминание более абстрактного материала – геометрических фигур. В таких игровых упражнениях дети с нарушением зрения не только запоминают объекты, но и развивают глазодвигательные функции, умение ориентироваться в малом пространстве, активизируют зрительные образы и сенсорные эталоны.

У значительной части детей с низкой остротой центрального зрения нарушается восприятие цвета, происходит смешивание сходных по форме предметов. В связи с этим наглядный материал должен иметь чёткие контуры, определённый размер. Недостатки в цветовосприятии можно компенсировать за счёт усиления насыщенности и яркости цветных изображений. [3]

Для игрового упражнения «Запомни кружочки» берутся кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Задания: запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. В игровом упражнении «Бусы для куклы» необходимо воспроизвести заданную последовательность геометрических фигур по памяти. Развитие внимания, памяти и восприятие размера происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки». Задания : выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания, убывания, в заданном воспитателем порядке. Как усложнение этого упражнения может быть использование разноцветных фигур. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету. Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача – развитие зрительно – моторной координации. Для проведения игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными (настольными) для детей.

Работа с более старшими дошкольниками также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления. Если игровой материал для младших дошкольников имеет небольшой объём (3-4 предмета или картинки, то для старших дошкольников он состоит уже из 5-10 предметов или картинок. [5]

Как бы ни была хороша память у ребёнка, тем не менее, необходимо тренировать зрительную память и зрительное внимание. Сложность состоит в том, что та или иная патология органа зрения влияет на процесс восприятия. Так при амблиопии затрудняется фиксация взора, восприятие формы и величины предмета; при косоглазии ограничивается возможность обозрения окружающего мира, при миопии затрудняется процесс рассматривания предметов, удалённых на определённое расстояние; при гиперметропии затруднено восприятие предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз; при нарушениях бинокулярного зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной функции глаза, недостатки фиксации, контрастного различения, нарушение прослеживающих функций. Поэтому наглядные пособия для тренировки зрительной памяти должны своим содержанием побуждать детей и стимулировать их интерес к дидактическим играм, а формой, цветом, величиной соответствовать состоянию зрения ребёнка.

Для старших дошкольников актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни фигуры из палочек», «Запомни рисунки».

Упражнение «Запомни рисунки» можно проводить так: ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят рассмотреть его и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут.

Для усложнения игр используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение – контурное изображение», «цветное изображение – силуэтное изображение», «контурное изображение – силуэтное изображение» для лучшего понимания и узнавания картинок. Варианты игр могут быть такие: «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают внимание и память, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления.

Комплексный подход в организации игровых упражнений по развитию памяти предусматривает участие всей анализаторной системы, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из – за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». Этому способствуют игры и упражнения на определение геометрических фигур, объёмных игрушек, конструктивных деталей на ощупь: «Найди заданную фигуру в «Волшебном мешочке», «Распредели в группы», «Убери лишнюю фигуру», «Разложи верно». При организации такой работы дети осуществляют действия переноса: зрительно – осязательное, осязательно – зрительное, осязательно – осязательное. Например, ребёнку предлагается посмотреть на фигуры (игрушки, запомнить их, а затем найти такие же на ощупь в «Волшебном мешочке». Вариант игры – наоборот: «запомнить» руками предметы, а потом найти их среди предложенных педагогом. [4]

Тактильная память крайне важна для формирования эмоциональности. Она развивает способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для этого можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются: мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и др ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие:

Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке. Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шубу.

Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти картинки, характер или голос, внешность или привычки знакомых людей, окружающую обстановку.

Значительную часть информации об окружающем мире дети с нарушением зрения получают при помощи обоняния. Именно обонятельная память часто помогает им ориентироваться в окружающем пространстве, в помещении (запах кухни, прачечной, медицинского кабинета). С целью развития этого вида памяти целесообразно создать «Банк запахов», куда войдут ароматы средств по уходу за телом, фруктов, специй, кофе.

Игровые упражнения «Узнай по запаху», «Найди определённый запах», «Угадай овощи (фрукты)» полезны не только в плане развития обонятельной памяти, но нужны для будущей жизни детей. [4,5]

Тренировка памяти происходит эффективнее, если научить детей способам расширения способности к запоминанию. Одним из них является способ отыскивания аналогии. Например, при запоминании цифр какое – то число совпадает с возрастом ребёнка, какое – то с номером квартиры и т. д. Целесообразно предложить самостоятельно найти какие – то аналогии для воспроизведения игрового материала. Такой же приём можно использовать для тренировки запоминания букв и слов. Необходимо учить использовать воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в памяти.

Любая тренировка приносит положительные результаты только тогда, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Это может происходить и на занятиях, и в свободное время. Игровые упражнения на занятиях целесообразно проводить на материале изучаемого предмета. А вне занятий можно использовать любой другой материал. Главное, чтобы он был интересен ребёнку и подобран с учётом его индивидуальных особенностей.

Работа по развитию памяти требует сосредоточённости ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент – игра. Именно посредством игры можно не только улучшать память, но и развивать воображение, образное мышление, творческий потенциал и способствовать в целом росту общего интеллектуального развития.

Библиографический список:

1. Л. А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» [Текст]. - М. : Издательство «Экзамен», 2006г. – 150с.

2. Л. И. Плаксина «Развитие восприятия у детей с нарушением зрения» [Текст]. М. : ВОС 1985г. – 110с.

3. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения [Текст] // Дефектология. – 1995 - №6. С25-28.

4. Рымчук Н. С. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет» [Текст]. Ярославль: «Академия развития», 2009. – 256 с.

5. Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. [Текст]. - М. : «Владос», 2014 – 256 с.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломкамиРазвитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломками Как эффективно и без стресса обучать детей любого возраста? Конечно, с помощью игр! Всё, что проходит весело и увлекательно, даётся намного.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зренияРазвитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 28 апреля 2023 в 11:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти у дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кривцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД