Светлана Черкашина
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлены особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается влияние игровой деятельности на развитие разных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: память, старший дошкольный возраст, образная память, словес- но-логическая память, кратковременная память, долговременная память.
Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.
На сегодняшний день проблема развития памяти дошкольников является одной из центральных задач дошкольного учреждения. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития памяти. Память в детском возрасте, является од- ной из основных, центральных, психических функций. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Проблеме памяти посвящены исследования П. П. Блонского, А. Бэна Л. С. Выготского, К. Грооса, Л. В. Занкова, В. Я. Ляудис, Н. М. Сеченова, В. А. Сумароковой, и других учёных. Авторами обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы её нарушений. Изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей.
По мнению учёных Л. И. Божович, Л. С. Выготского, З. М. Истоминой, память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание.
Л. С. Выготский отмечал, что под влиянием развития детская память развивается в различных направлениях, повышается осмысленность и произвольность. В старшем дошкольном возрасте память у ребенка претерпевает значительные изменения, что объясняется качественными преобразованиями в мышления. Память у ребенка начина- ет приобретать произвольность, становится регулируемой, необходимо помочь ребенку в этот период. В период возрастного развития происходит формирование логического мышления. При формировании данного вида мышления большее значение начинает приобретать словесно-логическая память. Данный вид памяти помогает ребенку разбивать материал для запоминания на части и вычленять из информационного потока не- обходимое.
Осмысленное запоминание способствует развитию аналитико-синтетических про- цессов мышления, что в целом благоприятно влияет на процесс обучения. Таким образом, педагоги должны быть ориентированы на развитие логической память, которая активизирует мыслительные процессы у старшего дошкольника и способствует успешному обучению.
Одним из важных направлений развития памяти выступает создание в детском саду условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мысли- тельной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать, классифицировать, группировать, находить характерные признаки.
К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость воз- никает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить.
Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться. У ребенка 5–7 лет можно и нужно развивать все виды памяти – образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у детей дошкольного возраста :
• преобладает непроизвольная образная память;
• словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;
• складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;
• формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, вызывает существенное изменение в его психике. Игра используется в совместной и в самостоятельной деятельности детей. Особенность игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и произвольного запоминания.
В настоящее время много авторских образовательных программ по развитию памяти у детей через игровую деятельность :
1. Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б. П. и Л. А. Никитиными. Интеллектуальные игры семьи Никитиных широко известны – «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби» и другие. Они помогают малышу развивать логическое мышление, думать, находить решения.
2. Методика Н. А. Зайцева. Методика Зайцева – это методика обучения чтению, письму и счёту. Она дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.
3. И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. В данной программе представлены ди- агностические методики и методические
Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет под- борка игрового материала : подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно- ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка. Все развитие осуществляется в присущих дошкольникам видах деятельности, таких как игровая, включая сю- жетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
Подводя итог, делаем вывод что, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Таким образом, говорим о том, что достаточно эффективно развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то использование игр на занятиях и в режимных моментах является отличным методом обучения и развития памяти дошкольников.
Библиографический список
1. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : Учебное пособие. – М. : Форум, 2009. – 144 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. –
М. : Просвещение, 1968. – 584 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педа- гогика, 1991. – 420 с.
4. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной дей- ствительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 180 с.