Валерия Бочарова
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Выделяют три типа памяти :
• наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д. ;
• словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
• эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.
Для развития слуховой памяти и речи детей 2-4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения и др.
Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.
С детьми в возрасте 2-4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др. Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает. Приведенная нами сказка проста по сюжету. Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:
Что посадил дед?
Смог ли дед один вытащить репку?
Почему не смог?
Кто пришел на помощь?
В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?
Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну - лето, лето - осень, а осень - зима.
Для пересказа можно использовать рассказы Е. Чарушина.
Также подходит методика воспроизведения рассказа в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.
Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.