Татьяна Афонина
Мнемотаблицы как один из методов работы по развитию памяти и речи у детей дошкольного возраста от 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение. Правильная, грамотная речь у ребёнка – важная составляющая гармоничного развития его личности. Одним из приёмов развития речи является –заучивание стихотворений. Многие учёные, педагоги, которые занимаются проблемами методики развития речи, отмечают большое положительное влияние поэзии на развитие речи ребёнка. Разучивание стихотворений расширяет кругозор, развивает память, речь, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, в фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Мнемотаблицы как один из методов работы по развитию памяти и речи у детей дошкольного возраста от 4–7 лет» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как привлечь внимание детей к заучиванию, а потом повторению стихотворений? Как сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно в любое время мог вспомнить и прочитать знакомое стихотворение? И мы решили в своей практике использовать мнемотаблицы. Мнемотаблицы –это схемы, в которые заложена определённая информация. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений простым. Интересным, творческим!
С родителями был проведё н мастер-класс по теме : «Мнемотаблицы. Их роль в развитии памяти и речи у детей старшего возраста.» На мастер-классе родители вместе с ребёнком попробовали нарисовать таблицу к стихотворению. Это мероприятие позволило привлечь родителей в педагогический процесс, научить доступному способу запоминания информации (то есть можно рисовать схемы не только к стихам, но и к рассказам и к сказкам для пересказа, для запоминания считалок, загадок). Применение таблиц позволяет ребёнку разделить текст на части, все эти части изобразить в виде образов, которые ассоциируются именно у него. При заучивании стихотворений позволяет не переставлять слова местами и не заменять слова другими.
Многим родителям понравилось применять такие таблицы при заучивании стихотворений к утренникам. Таблицы впоследствии передавались в группу. Мы с ребятами так же стали изготовлять таблички к стихотворениям, с которыми знакомились в течении года.
В нашей группе была создана картотека мнемотаблиц в виде папки-передвижки, там таблицы располагаются в «папке-кармане» по темам. Картотека находится в доступном для ребят месте в свободном пользовании. В свободной деятельности ребята рассматривают рисунки-схемы, что побуждает их вспоминать, проговаривать уже знакомые им произведения.
Картотека планируется пополнятся новыми мнемотабличками. Например, сейчас будут актуальны стихи про осень, про овощи и фрукты. Папка-передвижка путём присоединения новых отделов легко может расширяться. А темы могут быть самыми разными. Для удобства пользования и в целях сохранения целостности табличек, все они ламинированы.
Таким образом, применение в педагогическом процессе мнемотаблиц, позволило нам пробудить интерес детей к поэзии, позволило более продуктивно развивать речь и память у ребят.