Получи документы

Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»

Светлана Красникова
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Память- основа всякого научения. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведение, приобретение умений, навыков, привычек- все это связанно с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень, развитие памяти детей, и в первую очередь развитие произвольной, логической памяти, основанной на понимание, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения.

Публикация «Консультация „Воспитание памяти детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Очень важно развитию дошкольников произвольные процессы памяти развитие у детей способности мыслить, запоминать и воспроизводить материал меняет и самих детей : у них возрастает самоконтроль, самостоятельность в деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Но дошкольников очень важно научить классификации и смысловой группировки, которые будут необходимы им в школе при решении познавательных задач и мнемических, тоесть задач с целью что-то запомнить. Поэтому очень важно развивать память детей уже в детском саду, обращая особое внимание на обучение дошкольников способам логического запоминания. Рассмотрим особенности развития памяти в разных возрастных группах и определим пути успешного воспитания памяти, и в первую очередь произвольной памяти и логического запоминания.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст- возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память у детей является ведущим познавательным процессом. Об огромной роли памяти формирования личности человека писал И. М. Сеченов : «Следить за развитием запоминаемого значит следить за развитием всего умственного содержания человека».

На основе исследований, которыми занимались А. А. Смирнов, П. И. Зинченко и др пришли к выводу, что в дошкольном возрасте память носит непроизвольный и непосредственный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных усилий что-либо запомнить. Он легко запоминает то, на что было обращено внимание содержательной деятельности, что произвело на него сильно впечатление, что было интересно и задело его чувства.

«Память ребенка- это его интерес-. Говорят многие ученые. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. В среднем дошкольном возрасте у детей 4-5 лет начинается складываться произвольные формы запоминания и воспроизведения, которые становятся совершенными у старших дошкольников. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в определенной последовательности, при этом устанавливает связи в запоминаемом материале. И все же, ведущим видом памяти у старших дошкольников остается непроизвольная память. И в старшем дошкольном возрасте все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят. К произвольному запоминанию дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи, или когда этого требуют взрослые. В школе все время придется заучивать и воспроизводить разный материал : числа, буквы, названия, тексты, поэтому важно постепенно готовить ребенка к умению запоминать произвольно.

ПУТИ УСПЕШНОГОВОСПИТАНИЯ ПАМЯТИ.

Для успешного воспитания памяти у детей необходимо создать определенные условие в детском саду и в семье. Одним из условий является правильная организация повседневной жизни ребенка, когда взрослый систематически проводит с детьми наблюдения родной природы и окружающей жизни. а затем предлагает рассказать об увиденном и услышанном, когда дает каждому из детей определенные поручения, а затем предлагает рассказать о том, что сделали и проверяет выполнение, - он тем самым упражняет их память. Развитие памяти будет происходить и тогда, когда попросить детей рассказать сюжет мультипликационного фильма, диафильма, детской передачи, кукольного спектакля, или пересказать сказку, рассказ. Тренировка памяти будет идти и тогда, когда ребенок вспоминает и рассказывает как прошел день в детском саду. Родителям дома можно предложить попросить рассказать детей о том, - как они занимались в детском саду, дежурили, играли?

- Что наблюдали на прогулки?

-Как прошел праздник в детском саду? И другие вопросы, связанные с событиями, которые происходят в детском саду в течении дня.

В работе с детьми по развитию памяти следует учитывать закономерность детской памяти. Это воспроизведение, которое происходит через некоторое время, воспроизведение того, что казалась незакрепившимся в памяти.

Если мы предложим детям сложный, но интересный материал, то лишь малая часть сожжет его самостоятельно вспомнить. Дети отвечают только на заданные вопросы. Но через несколько дней воспроизведение того же материала улучшается, будет больше подробностей, которые ребенок не мог вспомнить в первый день сразу после его предъявления. Например не редко после веселого праздника- елки, дня рождения, посещение кукольного театр- дети особенно впечатлительны, дают бедные бессодержательные рассказы и рисунки. Но если попросить рассказать о происходящем через несколько дней, когда сильные чувства, яркие впечатления улягутся, дети события описывают очень подробно.

Для воспитания памяти дошкольников следует широко использовать наглядно- иллюстративный материал. Словесные объяснения, рассказы, повторение уже известного и знакомого материла полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоминаемого, прочности сохранения памяти. Особенно хорошо использовать картинки, книжки- ширмы, игрушки при запоминания потешек, стихотворений, при чтении художественных произведений, этот прием улучшит и облегчит запоминания текстов большого объема. У детей появляется интерес к книге. Дети по красочным иллюстрациям в книгах вспоминают и пересказывают воспоминания.

При запоминании очень важно опираться не только на зрение ребенка или слух; при использовании сразу нескольких органов чувств: обоняния, вкуса, осязания процесс запоминания усиливается. Рассматривая с детьми например: овощи, фрукты, семена, плоды различных деревьев и кустарников, для определения их по форме, размеру, особенностям поверхности, узнавания по запаху и вкусу- используют различные органы чувств,- это усиливает процесс запоминания и надолго будет сохранен в памяти ребенка конкретный образ этих предметов. Активные действия, включенные в процесс восприятия будут обеспечивать лучшее запоминание.

Воспитателям нужно помнить, что зубрежка, т. е механическое повторение, не ведет к развитию памяти. Огромное значение имеет понимание детьми того, что задумывается. Осмысленное запоминание в отличие от механического может помочь ребенку запомнить в несколько раз больше и точнее и поможет прочнее сохранить материал в памяти ребенка. При заучивании стихотворений, рассказов, чтения сказок очень важно проводить подробные беседы по их содержанию, обращая внимание на выразительные средства языка, объяснять новые, незнакомые слова. Если не проводить таких бесед, тогда у ребенка память будет наполняться непонятным и неинтересным материалом, который потом быстро забывается. Необходимо обогащать память детей такими знаниями, которые понятны и полезны для их дальнейшей интеллектуально- речевого развития, нравственного развития.

Важно научить понимать детей цель, ради которой заучивается материал. Дети должны знать и понимать, для чего им нужно запоминать то, что от него требуем мы- взрослые. Если перед ребенком стоит ясная цель-запомнить (чтобы много знать и хорошо учиться в школе; выучить, чтобы выступить на праздничном утреннике и т. д, то ребенок запоминает быстрее. Но когда детям не ясна цель, то они не прилагают серьезных усилий и запоминают очень плохо.

Детям нужно рассказывать об их успехах в заучивании. Воспитатель должен говорить ребенку о том, что ему удалось запомнить, а что еще нет, что легче запомнилось, а что труднее. Старших дошкольников мы должны приучать к самоконтролю, что является важнейшим стимулом для дальнейшей работы памяти.

Пути заучивания стихотворений нужно правильно повторять их во времени для лучшего запоминания. Для заучивания в первый день следует повторять 2-3 раза, на следующий день- еще 2-3 раза, через день вернуться к этой работе. Если мы будем заставлять детей в один день повторять одно и то же 8-10 раз, то у детей, во-первых, потеряется интерес к заучиванию; во-вторых, весь процесс запоминания затрудняется и ухудшается.

При заучивании стихотворений нужно учесть следующее:

-короткие стихи заучивать целиком

-длинные -разбивать на смысловые части.

Вначале 1-2 раза нужно дать детям прослушать все стихотворение (или песню, затем учить первую часть (или куплет). Выучив первую часть, нужно вновь прочитать детям все целиком, а затем заучивать вторую часть (куплет) и т. д. Если стихотворение разбивать на отдельные строчки, то ребенок с трудом понимает смысл заучиваемого. При этом ребенок механически должен будет запомнить строчки, часто и не связывая их друг с другом, и не вникая в ту мысль, которая выражена этими словами.

Запоминание успешно будет идти в деятельности. Для детей- дошкольников ведущей деятельностью является игра. Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учеба, игра для них- труд, игра для них- серьезная форма воспитания» В играх дети усваивают способы деятельности, правила, нормы, и одновременно ребята должны сосредоточиться, запомнить главное. Если мы понаблюдаем за детьми во время игр, то можем увидеть, что лучше всего из окружающей жизни и прочитанного дети запоминают лучшее; воспитатель должен выявить тех детей, которые мало или совсем ничего не запоминают.

Развитие у детей интереса к игре, ее длительность и содержательность будут обязаны с тем, что и как запомнилось детям. Например, творческие сюжетно- ролевые игры по сюжетам художественных произведений дети будут весть лишь тогда, когда они хорошо запомнят текст, и, наоборот, участие в игре поможет детям лучше запомнить содержание ранее прочитанного рассказа.

Успех игр драматизаций так же будет зависеть от того, как хорошо дети запомнили и сохранили в памяти содержание сказки, рассказа, стихотворения.

Для развития памяти нужно использовать и такой прием, как вовлечение детей в разные виды театра (настольный, кукольный, теневой, пальчиковый). Дети – «артисты» не только будут действующими лицами любимых сказок, но и будут лучше запоминать текст и более выразительно его произносить. Для совершенствования детской памяти необходимо специально организовывать игры- упражнения, дидактические игры, которых очень много в книгах.

«Игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

«Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Изобразительная деятельность (Рисование, аппликация, лепка) также способствуют воспитанию памяти дошкольника. Советы взрослого- нарисовать, что запомнил во время праздника Ёлки, на экскурсии в лес, что делал на даче, как помогал маме и д. р. - возвращают детей к увиденному, закрепляют ранее полученные впечатления и представления.

Следует развивать память детей и в процессе трудовой деятельности: при самообслуживании, дежурствах, при выполнении поручений на трудовых занятиях. В данных случаях нужно просить детей повторить последовательность трудовых операций: «Расскажи, с чего начнешь работу? Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как? Что для этого тебе понадобиться?» и т. д. Так же вопросы научат детей продумывать работу перед ее началом, в дальнейшем- самостоятельно планировать ее. После завершения работы также нужно выслушать отчет ребенка, например, о том, как он дежурил по столовой, ухаживал за обитателями уголка живой природы и как помогал малышам собираться на прогулку и др. Беседы на темы, Что растет на огороде? «Как мы ухаживаем за цветником?»; и другие не только воспитывают у детей любовь к окружающей природе, формируют трудолюбие, но и обогащают их память.

4. специальные приемы заучивания.

Специальные приемы заучивания нужно формировать у детей дошкольного возраста на специально организованных занятиях, в играх.

Смысловое соотнесение.

Старших дошкольников следует обучать такому приему логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Например, играем с детьми в дидактическую игру «Лото», взрослый должен открыть на своей карточке одну за другой картинки с изображениями игрушек (посуды, мебели, цветков, деревьев, животных и др.) и предлагать ребенку найти такую же. Ребенок должен будет выбрать тождественную картинку, находящуюся среди других на столе, и положить ее на свое свою карточку. После этого предложить новое задание. Взрослый должен показывать картинки одну за другой и просить выбрать сходные с ними по содержанию из числа лежащих перед ребенком. Сначала можно предлагать подбирать картинки к картинкам, например: даны картинки- санки, ёлка, замок, по смыслу к ним можно подобрать картинки- зима, шишки, ключ. Затем задание можно усложнить: предложить подобрать картинки не к картинкам, а к словам. Второй вариант сложнее. Но можно его упростить тем, что сначала слова давать близкие друг другу по смыслу: зима- лето- осень. После таких заданий можно попросить ребенка вспомнить те слова, к которым дети подбирали картинки, но картинки, подобранные детьми убрать. Детям в этом случае будет сложнее, но они выполнят задание, т. к картинки выступают в качестве опоры при запоминании слов. Дети могут вначале вспомнить картинки, которые они подобрали, а затем вспомнить и слова по картинкам, соотнеся их друг с другом.

Классификация.

Классификация также является приемом запоминания слов и картинок. Вначале детей нужно научить единочное соотносить к общему : Тарелку- к посуде, помидор- к овощам и т. д. Для этого очень хорошо использовать игры: «Чудесный мешочек», «Зоологическое лото», и другие. В зависимости от возраста и подготовленности детей, они могут использовать разные родовые названия. После того, как дети научатся правильно выполнять действия классификации картинок, их необходимо будет спрашивать: «Какие овощи посадили на огороде? Какие цветы растут в цветнике? Какая мебель стоит в комнате?» При этом ребенок наоборот называет единичные предметы, поясняя общее понятие. Умению производить классификацию и использовать ее как прием запоминания поможет и игра, «чего не стало?» (Прячется вся группа картинок с нарисованными однородными предметами или какая либо одна ее часть, «Какая группа прибавилась?» (Добавляется какая то группа картинок). Приступая к играм – занятиям, следует пояснить детям, что они будут учиться запоминать, так как это умение понадобиться им в школе. Классификация как логический прием запоминания доступен уже детям среднего дошкольного возраста и позволяет запомнить достаточно большой по объему материал.

Очень много игр для развития логической памяти детей разных возрастных групп содержат книга Л. М. Житниковой «Учите детей запоминать».

Составления плана.

Для запоминания сложного материала- художественных текстов (рассказов, сказок)- нужно использовать составление плана, разных его видов: картинного, нарисованного, воображаемого и словесного. Эту работу можно вести, используя следующую методику. Детям вначале нужно дать прослушать текст, чтобы сохранить в единстве содержание и художественные формы. Затем прочитать детям произведение еще раз, но уже по отдельным смысловым частям. После чтения каждой части следует задать детям вопросы: «О каком (или о чем) говориться в этой части?» Эти вопросы помогут вдуматься в содержание текста, определить главную мысль каждой его части. После анализа отдельных частей детям можно будет на одних занятиях подобрать соответствующую картинку, на других- самим нарисовать, на третьих – вообразить, т. е мысленно представить и назвать картинку. Затем с помощь отобрать картинки (нарисованной или воображаемой) составить заголовки к частям текста. В конце занятия нужно с опорой на картинки рисунки или воображаемые картинки, повторить все названия- получиться план. Когда все дети правильно научаться выполнять все мыслительные действия по составлению плана текста, их можно обучать пересказу с опорой на этот план. Такое обучение сделает пересказы детей более самостоятельными, связанными и логичными. Пересказы с опорой на план так же станут более полными и выразительными.

Таким образом обучение детей- дошкольников приемом логического запоминания эффективно будут влиять на развитие активной памяти, мыслительной деятельности, связанной речи. В условиях детского сада и семьи совершенно необходимым надо считать специальное формирование некоторых приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста в условиях психологической готовности к обучению в школе. Также следует правильно организовывать повседневную жизнь ребенка, которая не только совершенствует произвольную, логическую память, но и способствует разностороннему развитию личности ребенка.

Использовать материалы этой работы могут использовать как воспитатели детских садов для пополнения своих знаний по вопросу формирования памяти, как психического процесса, его развитие, так и родители, так как материалы работы содержат практические рекомендации. Материал можно использовать и руководителям дошкольных учреждений для проведения консультаций для педагогов.

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Консультация для родителей: половое воспитание детей дошкольного возраста Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя. Современные.

Консультация для родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните,.

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Хакунова С. А. МБДОУ №16 города Майкопа. Одной из главных задач в воспитании детей современного общества - была и остается воспитания любви.

Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.

Консультация «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети с раннего.

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности,.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 июня 2019 в 19:59
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание памяти детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Красникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД