Елена Кабаева
Развитие общей моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь представляет собой систему движений. Все аспекты внутреннего мира ребёнка (радость, удивление, сосредоточение, творческое стремление и прочее) можно описать через движение.
Развитие моторных навыков имеет большое значение для детей. Ключевой задачей в этом процессе является координация движений как целого организма, так и отдельных систем взаимодействия (рука и зрение, зрение и слух, рука, зрение и слух, слух и речь и т. д., что способствует связям между умениями видеть, слышать, ощущать, двигаться и говорить.
Публикация «Развитие общей моторики у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Моторика (от лат. motor — приводящий в движение) означает двигательную активность организма и его систем. Существует множество классификаций моторики, среди которых наиболее известны крупная и мелкая.
Мелкая моторика охватывает слаженные действия нервной, мышечной и костной систем, зачастую в связке со зрительной, и включает в себя точные движения пальцами и кистями рук и ног.
Важно продолжать развивать мелкую моторику даже после того, как ребёнок начинает говорить, так как её уровень к 5-6 годам влияет на успехи в обучении. Пальцы рук содержат множество рецепторов, которые передают сигналы в центральную нервную систему. Простые игры, такие как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», не просто развлечения, но и помогают в развитии речи через мелкую моторику.
Что касается крупной моторики, она включает в себя разнообразные движения тела, рук и ног. Развивая крупную моторику, ребёнок сможет равняться на своих сверстников, игриво бегая и прыгая на детской площадке.
Психологическое и физическое здоровье человека находятся в непосредственной связи друг с другом. Изменения в одном из этих аспектов неминуемо влияют на другой. Именно поэтому важно уделять особое внимание сбалансированным мероприятиям, способствующим развитию ребенка. В этот период особенно полезны игры, которые одновременно поддерживают как физическое, так и психическое здоровье.
Если снизить физическую активность, недостаточно сформированная двигательная память может начать атрофироваться, что приведет к нарушению связи и уменьшению умственной активности. Нехватка физических упражнений приводит к снижению познавательной активности, знаний и навыков, а также к развитию мышечной пассивности и падению работоспособности.
Разнообразие движений способствует развитию речи и формирует навыки чтения, письма и вычисления. Уровень моторики пальцев напрямую влияет на логическое мышление, его быстроту и эффективность. Ошибка многих родителей состоит в том, что они считают интеллект главным в развитии ребенка, тогда как двигательную активность недооценивают. Для детей дошкольного возраста граница между физическим и интеллектуальным развитием практически неразличима. В этот период они развивают как крупную (бег, прыжки, так и мелкую моторику, что помогает им стать более независимыми и проявлять творческие способности.