Светлана Алифанова
Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией посредством плоскостного конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам. Л. С. Выготский
Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерна малая двигательная активность сопровождающаяся нарушениями в развитии движений; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления и навыки практической микро и макроориентировки. Также дети испытывают трудности в словесном обозначении пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций ведет к ошибкам в определении формы, величины, пространственного расположения предметов.
Публикация «Развитие навыков ориентировки у дошкольников с косоглазием и амблиопией посредством плоскостного конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из важнейших направлений работы в группах для детей с косоглазием и амблиопией является формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки на плоскости.
Большинство видов учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная деятельность, ручной труд и др.) осуществляются в пространстве ограниченной плоскости (поверхности парты, страницы книги, тетради, листа альбома и т. д). Именно поэтому оно становится наиболее значимым пространством для ребенка к концу дошкольного возраста и продолжает оставаться таковым в школьном возрасте, особенно в начале обучения, когда ребенок активно осваивает новые виды деятельности.
Для формирования навыков ориентировки на ограниченной плоскости на коррекционных занятиях использую плоскостное конструирование- создание различных плоскостных объектов из плоскостного конструктора.
Сначала использовала купленный в Ашане набор геометрических фигур для занятий математикой. Изготовила образцы для выкладывания, но в наборе ограниченное количество геометрических фигур и они одного размера, что ограничивало использование конструктора в период плеоптического лечения. Потом изготовила свой плоскостной конструктор из картона и самоклеющейся бумаги.
Плоскостной конструктор представляет собой набор деталей- квадратов, на лицевой стороне которых изображены разнообразные по форме и размерам элементы. Элементы имеют толщину 2 мм, что делает их выпуклыми и позволяет использовать осязание для обследования их формы и величины. Основу деталей сделала из толстого картона. Можно сделать и из фанеры или других материалов, имеющих толщину от 2 до 5 мм. Материал разрезается на одинаковые квадраты. Основной фон лицевой стороны полученных деталей должен быть белым. На лицевую сторону деталей наклеиваются различные элементы: геометрические фигуры или их части, элементы произвольной формы. Изготавливаю их из нескольких слоев картона, поверх которого наклеиваю самоклеющуюся бумагу. При выборе цвета нужно учитывать уровень яркости, цветовой насыщенности и контрастности изображения по отношению к фону, чтобы облегчить детям с нарушением зрения восприятие изображенных на деталях элементов. Следует использовать красный, зеленый, синий и черные цвета. Бумагу надо использовать матовую, а не глянцевую, чтобы она не давала при использовании конструктора бликов.
Работу с конструктором можно разделить условно на 3 этапа.
На первом этапе образец представляет собой готовую фигуру, собранную из деталей плоскостного конструктора. На этом этапе для конструирования отбираются несложные объекты – дорожки, лесенки, заборы. Дети осваивают способы соединения отдельных деталей в целостную поделку.
На втором этапе конструирование осуществляется по графическому образцу. Сначала дети создают объекты по образцам, размеры объектов на которых соответствуют натуральной величине конструкций. Затем по частично сконструированному образцу.
Третий этап предполагает конструирование по целостной модели. Образец предъявляется на начальных этапах работы в натуральную величину, а затем в уменьшенном виде. Этот более сложный вид конструирования имеет большое значение для развития воображения и собственно пространственного анализа и синтеза.
Организуя работу дошкольников с плоскостным конструктором, необходимо принимать во внимание состояние каждого ребенка, этап восстановительной работы, следовать рекомендациям врача- офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.
Работа с плоскостным конструктором эффективна в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения. В это время нужно варьировать размеры деталей конструктора и изображенных на них элементов, а также размеры плоскостных конструкций на графических образцах с учетом зрительных нагрузок, которые определяются в зависимости от степени остроты зрения и состояния рефракции (гиперметропической или миопической). При миопии (близорукости) не допускается перенагрузка зрения, поэтому детали конструктора и изображения объектов на графических образцах должны быть крупнее. При гиперметропии (дальнозоркости, наоборот, рекомендуется интенсивная зрительная нагрузка и применение мелких деталей. Учитывая эту особенность при изготовлении конструктора, было изготовлено несколько вариантов наборов с учетом зрительной нагрузки разной степени интенсивности (3 варианта с деталями размером соответственно 4X4см, 3X3см, 2X2см). Это же относится и к графическим образцам: размеры объектов на них должны соотноситься с размерами натуральных плоскостных конструкций соответственно 1 :1, 1:2, 1:3 ( и даже 1:4, если ребенку рекомендована интенсивная зрительная нагрузка).
В процессе плоскостного конструирования эффективно решаются следующие коррекционно- развивающие задачи : формирование и развитие у дошкольников представлений о пространственных признаках плоскостных объектов, направлениях пространства, о пространственных отношениях между объектами; формирование навыков свободного ориентирования на плоскости; усвоение необходимой пространственной терминологии.
Освоение пространственных направлений возможно только при адекватном словесном обозначении, поэтому на занятиях большое внимание уделяю словестному обозначению самими детьми парно- противоположных направлений своего тела и микропространства. Вслед за взрослым, а затем и самостоятельно дошкольники должны сопровождать все свои действия, связанные с дифференциацией направлений, словесными обозначениями.
Умение детей с косоглазием и амблиопией ориентироваться в основных направлениях на микроплоскости при опоре на схему собственного тела можно отрабатывать непосредственно в процессе плоскостного конструирования. Так, большое значение нужно уделять правильному размещению создаваемой детьми конструкции в определенном месте в соответствии с образцом. По мере усвоения детьми знаний об основных направлениях на микроплоскости и формирования у них достаточно прочных навыков в их практическом и словесном определении необходимо начинать работу над усвоением так называемых промежуточных направлений, которые обозначаются несколькими пространственными характеристиками-«слева внизу», «в правом верхнем углу» и т. п. При усвоении данных направлений дошкольники с косоглазием и амблиопией, как правило, испытывают заметные затруднения: у них наблюдается тенденция определять указанное направление только по одному заданному признаку из двух, образующих пространственное понятие. Важную роль на начальных этапах работы играет демонстрация педагогом ориентировки в промежуточных направлениях и речевое сопровождение осуществляемых им действий с использованием соответствующей терминологии. Формируя необходимые представления и соответствующие навыки ориентировки, взрослый должен объяснить и показать ребенку, что в обозначении промежуточных направлений одинаково значимы оба заданных признака.
Умение ориентироваться в промежуточных направлениях и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и упражнений с плоскостным конструктором. Варианты игр разнообразны и легко изменяемы. Например, игра «Найди спрятанный предмет. В ходе игры ребенок и взрослый исполняют роли двух персонажей (кошки и мышки, собачки и птички и т. п., картинки с изображением которых поочередно прячутся под деталями конструктора, расположенными на листе «в середине», «внизу», «слева» и т. д. Также эффективными являются зрительные диктанты, словесные диктанты.
Таким образом, плоскостное конструирование представляет собой большие возможности для преодоления свойственных детям с косоглазием и амблиопией недостатков их ориентировки в пространстве и представлений о нем, а также развития у них конструктивных способностей и конструктивного мышления в целом.