Любовь Манюк
Развитие мышления в процессе конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Публикация «Развитие мышления в процессе конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При обучении детей конструированию развивала планирующую мыслительную деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляли, какими они будут, и заранее планировали, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствовала не только саму эту деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становилось более целенаправленным. Создавала предпосылки для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели предмета, не обращаясь к реальному исчислению. Таким образом, формировала способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Формирование пространственных представлений в конструировании происходило на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требовали уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более сложной мыслительной деятельности.
В процессе познавательной деятельности по конструированию осуществляла развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организационной деятельности дети приобретали не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала-здания, мосты и т. д., но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Другой важной составляющей познавательной деятельности по конструированию являлось обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоили тот или иной прием конструирования, им обязательно предлагала выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительной непосредственной образовательной деятельности по этой теме я сама строила такую башню и предлагала детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у меня.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний